|
Восстановление утраченных контактов со школой
|
Школа, как социальная среда, может провоцировать различное поведение ребенка. Поэтому очень важно, чтобы в школе были созданы все условия, обеспечивающие нормальное развитие ученика, в том числе доступ к качественному образованию, соблюдение его прав. Ребенок приходит в школу семилетним и покидает ее уже во многом сформировавшейся личностью в 17-18 лет. Здесь он не только учится, он проживает в школе тот период, в котором интенсивно происходит становление его личности.
Следует учитывать, что нормы и правила, которые устанавливаются взрослыми в школе и дома, не осознанные ребенком, не ставшие потребностью (просто так удобно взрослым), вызывают у него естественное стремление уйти из-под опеки и влияния взрослых. А это влечет за собой чувство одиночества, неприкаянность, желание заявить о себе. Как итог – уход ребенка из-под влияния взрослых, на улицу, побеги, появление химической зависимости. Безнадзорные дети нуждаются в восстановлении утраченных контактов с семьей и школой.
Наиболее эффективная форма работы по восстановлению контактов со школой и семьей – организация педагогической и психологической помощи, поддержки ребенку или семье (консультирование, индивидуальный подход к обучению и воспитанию ребенка, родительский всеобуч правового характера и т.п.).
Во многих случаях образовательные учреждения стараются избавиться от «трудных» детей. Специалисты отделения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, всегда находятся на стороне ребенка, стремятся не приспособить безнадзорного к окружающей среде, а помочь ему самому приспособиться к ней с минимальными потерями.
Работу специалистов с безнадзорными и беспризорными детьми в нашем отделении можно разделить на два направления – профилактическое и коррекционно-реабилитационное.
Профилактическое направление включает в себя работу по организации благоприятной среды воспитания и общения, поиск форм занятости детей.
Коррекционно-реабилитационное направление предполагает скорую психолого-педагогическую помощь, такую как:
- экспресс-диагностика состояния несовершеннолетнего;
- диагностика личностных особенностей и социальной ситуации развития ребенка, программа дальнейшей работы с ним;
- своевременная коррекция семейных отношений.
Работа с семьей включает в себя диагностику детско-родительских отношений, типа семьи, оказание различных видов помощи и поддержки семье, постоянный контакт школы с семьей. Для предупреждения безнадзорности необходима целенаправленная работа с родителями как групповая, так и индивидуальная.
К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями, рекомендации и консультации по вопросам воспитания и обучения ребенка, посещение семьи, которое помогает лучше узнать условия, в которых живет ребенок и предпринять определенные меры для их улучшения. Мы знакомим родителей с возрастными особенностями детей, умению выстраивать взаимоотношения с ребенком.
Работа с семьей строится не только на поиске и устранении причин проблемы, но и на использовании ресурсов семьи. Их бывает трудно увидеть, не всегда сразу понятно, как можно использовать. Это могут быть незаметные, на первый взгляд, способности и интересы членов семьи, отношения с другими людьми, любовь между детьми и родителями. Ресурсами могут стать и особенности характера, которые могли бы помочь человеку измениться. Часто бывает так, что внутренних ресурсов недостаточно для изменения ситуации. Тогда целесообразно подумать о внешних ресурсах, которые помогли бы семье преодолеть кризисную ситуацию. Это материальная поддержка, помощь в трудоустройстве, эмоциональное принятие, своевременная психологическая или медицинская помощь.
В работе с семьей мы стремимся свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, «смотивировать» родителей на самостоятельное и эффективное решение проблем.
Чем глубже степень семейного неблагополучия, тем более закрытой для внешнего мира она становится, тем сильнее нарушено поведение детей, тем труднее оказывать помощь такой семье, особенно в условиях образовательного учреждения.
К сожалению, нехватка времени, отсутствие специалистов в школе не позволяют педагогам с полной отдачей и с использованием современных социальных технологий и психологических знаний работать с семьями. Поэтому специалисты нашего учреждения должны работать в тесном контакте с педагогами школы, со специалистами других структур, помогать друг другу.
Налаживание контактов со школой начинается с беседы специалиста с классным руководителем и социальным педагогом. В ходе беседы выясняем, в чем заключается трудность в воспитании данного школьника, его успеваемость, дисциплина. Какие конкретные факты говорят о его «трудности», какие меры применялись для его исправления и их результаты. Также беседуем с учителями-предметниками, узнаем их мнение об успеваемости и поведении данного ученика на их уроках, наиболее характерные случаи его недисциплинированности, принимаем к сведению их рекомендации и советы. В результате составляем совместный план работы по исправлению данной ситуации.
Совместная деятельность педагогов, специалистов, родителей и детей является успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.
В основе взаимодействия школы и семьи должно быть взаимное доверие и уважение, взаимная поддержка и помощь, терпение и терпимость по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий, для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации.
Часто, начиная работу с семьей, мы хотим в скором времени получить результат. Опыт показывает, что мы бываем слишком нетерпеливы и отсутствие результата считаем основанием для прекращения работы «по-хорошему» и начала работы «по-плохому». Тогда к семье начинают применять (от отчаяния и возмущения) карательные меры – с исключением детей из школы и направлением их в специализированные учебные заведения, со штрафными санкциями для родителей, с ограничениями и лишением родительских прав. Однако в результате этих мер изменения в лучшую сторону наступают далеко не всегда, а нередко и без того тяжелое положение усугубляется.
Безусловно, в работе встречаются ситуации, когда перечисленные меры оказываются единственно возможным выходом. Но бывает и так, что отсутствие изменений говорит о плохо продуманном подходе со стороны специалистов. Серьезные изменения требуют времени. Как на протяжении многих лет формировался негативный способ поведения членов семьи, так не за один день семья перестраивается и начинает пробовать жить иначе. Человек должен созреть для изменения, а это долгий процесс, причем большая его часть происходит во внутреннем мире человека, не проявляясь поначалу внешне.
Когда же изменения становятся заметны, то об их устойчивости все равно говорить рано: требуется значительный период, для того чтобы новые способы поведения стали привычными. На этом пути возможны срывы, возврат к старому, который не следует расценивать как тщетность всех приложенных усилий. Возможно, это временный откат назад, вызванный какими-либо неблагоприятными обстоятельствами. И наше дело в таком случае – вновь проанализировать ситуацию, сделать выводы и продолжать работу.
Практика показывает, что сотрудничество семьи, педагогов школы, специалистов отделения для несовершеннолетних становится все более актуальным и востребованным.
Ганичева Александра Геннадьевна,
специалист по социальной работе
отделения для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации
|