Творчество — это огромный стимул для развития и становления любой личности. Уже сам процесс творчества способствует самоопределению, самовыражению и самореализации личности, независимо от ее физических и интеллектуальных способностей, но для получения наибольшего эффекта каждому человеку, конечно же, необходима демонстрация собственных творческих достижений. Для этого, естественно, подходит и ближайшее окружение (родители, близкие родственники и друзья).
Воспитанники реабилитационных центров ощущают огромную тягу к искусству, что подтверждает их активное участие в разнообразных творческих фестивалях и конкурсах. Творчество позволяет детям проявить свои необычайные способности, поделиться результатами своего труда, почувствовать, что они способны что-то сделать самостоятельно. Творческая деятельность стимулирует желание воспитанника общаться, развивать межличностные отношения. Это один из способов смягчить состояние обособленности от других и убедить себя в принадлежности к жизни не только своей социальной группы, но и общества в целом.
Когда перед ребенком открывается возможность творчества, возможность творческого постижения мира, возможность восприятия чужого и собственного творчества – это и есть настоящая РЕАБИЛИТАЦИЯ, – т. е. воспитание так называемых «верхних этажей» его психики. Потому что на нижних этажах у него все плохо. И когда ребенок еще даже очень маленький, от него уже трудно это скрыть.
Множество причин не дает нам возможности развивать творческий потенциал и расширять горизонты творчества. Тем более что существуют 2 мифа о творческой личности: в первом речь идет о том, что способности человека прямо пропорциональны его интеллектуальному уровню, а во втором, что творчество – удел талантливых и одаренных с детства людей. Эти два утверждения могут разрушить творческий потенциал любого человека, но на самом деле они не совсем верны. Творческая самореализация в широком смысле является основной чертой, неотъемлемой характеристикой психически здорового человека. И хотя, по определению, творчество – это человеческая деятельность, направленная на создание чего-то нового, не похожего на созданное ранее, но под творчеством понимают и деятельность, направленную на открытие нового для данного индивида, решение задания, которого он еще никогда не решал. Произведение, ставшее таковым для творца, является таким и для другого человека. Более того, автор предназначает его другим людям. Таким образом, в творчестве открывается его самая важная функция – общение.
Творчество –один из способов улучшения эмоционального состояния и укрепления эмоционально-волевой сферы человека, а главное – это получение позитивных эмоций, которые сопровождают эффективную работу, переживание радости от сделанного, достигнутого, чувство уверенности в своих силах, в своем творческом потенциале и творческих способностях.
Жизнь доказывает, что в сложных, изменяющихся условиях лучше всего ориентируется, принимает решения и работает творческий человек, т. к. он более гибкий и способен к созданию и использованию нового. Поэтому готовность к творчеству, творческому решению проблемы является одним их механизмов психологической защиты человека в сложных условиях, в том числе в критических ситуациях, с которыми воспитанники центра сталкиваются.
Творческую реабилитацию можно рассматривать как комплекс медицинских, психологических и педагогических мероприятий арт-педагогической и арт-терапевтической направленности, нацеленный на создание и обеспечение условий для социальной интеграции воспитанников, восстановление их социального статуса и способностей к самостоятельной общественной деятельности путем вовлечения детей и молодежи в систему художественного образования, эстетического воспитания и нравственного развития.
Это связано с тем, что процесс творческой реабилитации в неформальной обстановке позволяет, в первую очередь, преодолеть одиночество ребенка, ощущение своей «неполноценности», вследствие чего возникает подавленность, депрессия или агрессивность.
После приобщения к творчеству у ребят достигается положительная динамика общего эмоционального настроя – от настороженности и апатии к радостному желанию творить, общаться и делиться своими достижениями со сверстниками и родителями, расширяются социальные контакты, преодолевается социокультурная и психологическая изоляция, повышается самооценка, расширяются возможности взаимопонимания между самими ребятами и между ребятами и их родителями. Формирование и становление ребенка как творческой личности возможно только путем постижения механизма творческого процесса, преодоления одиночества, ощущения равенства с окружающим миром и воспитания социального оптимизма в масштабах всей будущей жизни.
Творческая реабилитация действительно и по праву очень эффективная технология социальной работы с детьми и семьей.
Радионова Анастасия Сергеевна,
специалист по социальной работе
отделения для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации
ГОАУСОН «Полярнозоринский КЦСОН» |