«Проблемные», «трудные», «непослушные» дети - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье и, как следствие, неудовлетворённых потребностей ребёнка. Неграмотность родителей в вопросах воспитания, психологическая незрелость, незнание элементарных знаний о психике ребёнка - самые распространенные причины проблем в воспитании.
В отделение социальной реабилитации поступают несовершеннолетние, в основном из неблагополучных и малообеспеченных семей, с признаками социальной дезадаптации. Вследствие этого социальная диагностика имеет свои особенности. Такие дети часто бывают недоверчивыми, скрывают свои истинные чувства и переживания, имеют заниженную самооценку, трудно идут на контакт со специалистом, а зачастую и не имеют элементарных навыков общения. Поэтому традиционные методы социальной диагностики, такие как беседа, интервью, становятся малоэффективными, поскольку ребенку сложно выразить свои мысли и чувства в силу особенностей возраста и эмоционального состояния.
В качестве оптимального материала для этого можно использовать психологические тесты, которые представляют собой не просто проверочные задания, результаты которых автоматически рисуют портрет ребенка, а удобное средство развертывания различных типовых ситуаций взаимодействия с ребенком. Такой подход определяет и отбор методик, используемых при работе с ребенком.
Тесты должны быть занимательными, интересными для ребенка, компактными и информативными, т. е. тест должен давать наиболее полную ситуативную картину, но не занимать при этом много времени.
Несмотря на все преимущества большинства тестовых методик, их не всегда возможно использовать при социальной диагностике детей. Необходимо отметить, что они имеют громоздкую интерпретацию, не только занимающую значительное время, но и требующую от специалиста определенных навыков. Кроме того, для выполнения таких тестов ребенку должны быть присущи такие качества как усидчивость, устойчивость внимания, соответствующий уровень мышления, что не всегда можно наблюдать у воспитанников отделения. Помимо этого, ситуации, моделируемые в большинстве подобных методик, могут быть незнакомы для ребенка.
Вследствие этого, наиболее приемлемым в данном случае является использование рисуночных тестов. Они будут интересны ребенку и не потребуют от него длительной концентрации внимания. Интерпретация таких тестов, хотя и требует от специалиста определенной подготовки, не займет много времени. По крайней мере, признаки семейного неблагополучия будут видны невооруженным глазом. Например, при проведении диагностического тестирования с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста можно использовать и такие проектные тестовые методики, как «Рисунок семьи», «Автопортрет», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Три дерева», «Кактус», «Дождливая серия», «Два дома» и другие. Эти методики ориентированы на такую возрастную категорию, у которой по вполне естественным причинам еще недостаточно развиты способности словесно выражать свои переживания.
Среди диагностических техник рисуночные методы стоят на первом месте. Рисуя тот или иной объект, ребенок невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Вряд ли он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Если какая-то тема его особенно волнует, то при ее изображении проявятся признаки тревоги.
Рисунок — это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах. Задача специалиста состоит в том, чтобы расшифровать его зная, что в рисунке дети могут выразить то, что им трудно высказать словами. Именно поэтому рисуночные тесты так трудно «подделать». Как и прочие проективные тесты, рисуночные методики очень информативны, т. е. позволяют выявить множество психологических особенностей ребенка. При этом они просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги.
Информация, полученная при интерпретации рисуночных тестов, сверяется с прочей информацией о семье путем беседы с родителями, соседями, педагогами, а также через посещение семьи, диагностику детско-родительских отношений. На основании этих и других материалов специалист может сделать достаточно точные и объективные диагностические выводы и запланировать реабилитационную работу.
Рисуночные методики, наряду с другими методами социальной диагностики, позволяют определить специфику отношений в семье, положение в ней ребенка, уровень удовлетворения его эмоциональных и физических потребностей. Узнав, каким ребёнок видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем и эффективно помочь семье при их разрешении.
Специалист по работе с семьей
Полежаева С.В. |