|
«Ступени психологической помощи ДТД»
|
психолог отделения для несовершеннолетних
Полежаева С.В.
Каждый человек в повседневной жизни сталкивается с множеством непростых ситуаций. И если взрослый во многих случаях справляется с ними, прибегая к собственному жизненному опыту, зная, где можно получить помощь специалистов, то ребенок зачастую остается один на один с проблемой, не желая или стесняясь говорить о ней с учителями, сверстниками и даже родителями. Поэтому невозможно переоценить важность службы детского телефона доверия как ресурса, дающего возможность обсудить возникшую ситуацию с понимающим и принимающим собеседником, способным выслушать, не критикуя и не обвиняя, помочь разобраться в проблеме, не навязывая советов и рецептов, анонимно и бесплатно, повсеместно и круглосуточно. Это та помощь, которую оказывают службы детского телефона доверия в становлении самостоятельности детей и подростков, их способностей к управлению собственной жизнью, принятию осознанных решений, предупреждению конфликтов, трудностей, опасностей.
Ежегодно 17 мая во всем мире отмечается Международный день детского телефона доверия. В России детский телефон доверия был создан по инициативе Национального фонда защиты детей от жестокого обращения и имеет единый федеральный номер 8-800- 2000-122. Детский телефон доверия – это бесплатная анонимная служба экстренной психологической помощи детям и подросткам, а также их родителям по телефону, играющая важную роль в выявлении и профилактике детского неблагополучия, нарушений прав детей, жестокого обращения с ними.
Только с начала 2016 года на детский телефон доверия в ГОАУСОН «Полярнозоринский КЦСОН» поступило более 400 обращений, больше часть из них от детей и подростков.
Интересна история возникновения телефона доверия. Первый такой телефон появился в 1953 году как форма помощи людям в кризисном состоянии – как профилактика суицидов. Англичанин Чад Вара объявил свой номер телефона и предложил звонить людям в любое время, если в их жизни возникают сложности, с которыми они сами не в состоянии справиться: когда они одиноки, растеряны или думают о том, чтобы покончить с жизнью. Сейчас в мире существует целая сеть служб экстренной помощи по телефону.
Телефоны доверия в настоящее время очень популярны во всем мире. Дети, подростки звонят и советуются, как лучше поступить. Ведь не в каждой ситуации хватает своего опыта, а решение нужно принять. На телефонах доверия работают специально обученные специалисты – психологи. Телефон доверия открыт для каждого человека. Не важен возраст, национальность, состояние здоровья звонящего. Основная идея состоит в том, что любой человек имеет право быть принятым, выслушанным и получить помощь. По телефону доверия не дают советов. Мы просто разговариваем и вместе с ребенком стараемся найти выход из ситуации. И обычно он находится. Это особые разговоры. Неосторожное слово может больно ранить, а неверная интонация спугнуть звонящего. К детским проблемам здесь относятся с взрослым уважением - никто не может подслушивать беседу. У телефона доверия нет определителя номера, у ребенка не спросят фамилию и домашний адрес. Анонимность - синоним доверия.
С какими проблемами можно обратиться на Детский телефон доверия?
- Трудности родителей во взаимоотношениях с ребенком: непослушание, упрямство, агрессивность, воровство.
- Личные трудности ребенка, когда ребенок слишком застенчив, у него есть страхи, ему трудно общаться со сверстниками. Конфликты в классе с учащимися и педагогами.
- Особые ситуации. К ним относятся смерть одного из членов семьи, развод родителей; появление нового члена семьи; поступление в детский сад или в школу; серьезная болезнь ребенка; насилие по отношению к самому ребенку или у него на глазах.
- Проблемы подросткового и юношеского возраста: самоопределение, отношения с партнером, одиночество, различные формы зависимостей.
В рамках Международного дня детского телефона доверия по всей стране проводятся акции на всех площадках и улицах. Ежегодно в образовательных учреждениях города Полярные Зори проходят мероприятия, на которых детям и взрослым мы рассказываем об этой важной и нужной службе. Детский телефон доверия выполняет не только свою основную функцию – оказание психологической помощи, но и информационно-разъяснительную, координационную и ряд других.
К нам поступают звонки совершенно разные: от звонков-розыгышей или так называемых «молчаливых» звонков, когда дозвонившийся не решается начать разговор, до звонков по очень серьезным личным проблемам. Часто у подростков меняется настроение, возможны резкие колебания в короткий промежуток времени от радости и счастья до полного отчаяния. Поэтому так важно, когда родителей нет рядом, иметь возможность проконсультироваться со специалистом, который убережет от конфликтов и необдуманных импульсивных поступков, включая суицид.
В каком-то случае психолог сможет разрешить вопрос и по телефону, а затем порекомендует специалиста, к которому можно обратиться, если предполагается длительная работа. Бывает, что ребёнку просто необходимо высказаться. В любом случае, звонок на детский телефон доверия может помочь сделать ситуацию боле ясной и наметить план дальнейших действий. Специалист-психолог поможет разобраться в себе, найти самый лучший вариант решения проблемы.
Детский телефон доверия 8-800-2000-122 работает круглосуточно,
звонок на него бесплатный с любого телефона.
ПРОСТО ПОЗВОНИ – 8-800-2000-122 и тебе помогут!
|