Главная | Регистрация | Вход
Среда, 18.12.2024, 21:30
Приветствую Вас Гость | RSS
АНКЕТА

Независимая оценка качества социальных услуг

Год семьи 2024
Безопасное детство
Здоровье персонала
ДТД
Доступная среда
Меню сайта
Полезные ссылки
  • VI Всероссийский конкурс «Спасибо интернету – 2020» для лиц пенсионного и предпенсионного возраста (50+)
  •  

  • Министерство труда и социальной защиты РФ
  •  

  • Министерство труда и социального развития Мурманской области
  •  

  • Министерство здравоохранения Мурманской области
  •  

  • Государственная служба занятости ГСЗН Мурманской области
  •  

  • ГОКУ "Кандалакшский межрайонный ЦСПН"
  •  

  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  •  

  • Правительство Мурманской области
  •  

  • Портал "Государственные Услуги"
  •  

  • Обучение на сайте по программе «Азбука Интернете» для старшего поколения"
  • Категории раздела
    Статьи учреждения [158]
    Пресс-релизы [72]
    Главная » Статьи » Статьи учреждения

    Социально – педагогическая реабилитация несовершеннолетних, признанных нуждающимися в социальном обслуживании.
    12.02.2024, 14:27

    (из опыта работы по программе «Будущее для всех»)

    Социально – педагогическая реабилитация несовершеннолетних предполагает в начале проведение диагностики жизненной ситуации, в которой находится каждый подросток, а именно определение трудностей в социализации детей, их общего эмоционального состояния, психологических портретов воспитанников, внутрисемейных отношений. Диагностика начинается с установления коммуникативных отношений с воспитанниками. Специалист строит диалог с подростком так, чтобы он сам заговорил о своих проблемах, об отношениях с членами семьи и ближайшим социальным окружением.

    На первом этапе диагностического исследования было проведено анкетирование «Приоритеты жизненных ценностей», «Основные виды досуговой деятельности с целью выявления ценностных ориентаций, интересов, социальной активности. Проанализировав анкеты, получили следующую информацию: в качестве наиболее приоритетной жизненной ценности подростки выделяют «обретение профессии», так считают 5 чел. (54,5 %). Этот довольно высокий процент говорит о дальнейшем осознанном устройстве в обществе. Поэтому необходимо не только дать наиболее полную информацию о «мире профессий», но и помочь с ее выбором. 5 чел. (45,4 %) выделяют: «уважение со стороны товарищей», «семейное счастье», «возможность путешествовать», «физическая сила, отсутствие страха перед другими». Большинство воспитанников (9 чел., 81,8 %) приоритетную жизненную ценность видят в финансах и 2 чел. (18,2 %) выделяют общественную значимость.

    Занимаются спортом и проводят время на свежем воздухе лишь треть подростков (36,4 %). Большая часть воспитанников не посещают ни секции, ни кружки. Вместе с тем многие несовершеннолетние хотели бы быть участниками какого-либо молодежного объединения или волонтерами (5 чел., 63,6 %). По результатам анкетирования видно, что большинство воспитанников отдают предпочтение пассивным видам досуговой деятельности, что говорит о низком уровне их социальной активности.

    Свой досуг воспитанники организуют следующим образом: 10 чел. (90,9 %) проводят время в социальных сетях; из них подростков (72,7 %) увлечены компьютерными играми; 6 чел. (54,5 %) проводят время с друзьями, гуляют на улице; 3 воспитанников (35,4 %) регулярно смотрят телепередачи, причем в подавляющем большинстве развлекательные каналы. Примечательно, что современные дети либо не читают книги вообще, либо читают очень мало (3 чел., 27,3 %), в основном произведения из школьной программы.

    На втором этапе диагностического исследования нами был проведен опрос «Социальные навыки», который направлен на выявление сформированности коммуникативных навыков и навыков взаимодействия воспитанников друг с другом, со специалистами Центра. Подросткам было предложено оценить, насколько быстро у них формируется тот или иной навык, а также насколько каждый из этих навыков, по их мнению, можно быстро сформировать у их сверстников.

    Результаты данного опроса следующие: уровень своих социальных навыков большинство подростков расценивают как средний, а именно так считают 5 чел. (45,4 %). Низкий уровень социальных навыков наблюдается у 6 воспитанников (54,5 %). Несформированность социальных навыков проявляется в неумении общаться (начинать и завершать разговор), избежать конфликта и отстоять свою точку зрения. Отношения со сверстниками чаще окрашены негативно – на них можно злиться, обижаться, перед ними может быть стыдно, можно испытывать чувство вины. Положительным в общении с друзьями является то, что с ними не скучно и можно общаться «на одной волне». Высокий уровень социальных навыков среди воспитанников не был выявлен.

    Также в рамках данного этапа для диагностики взаимоотношений в семье мы взяли опросник «Дети о родителях», который был направлен на изучение установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети. Полученные в ходе опроса результаты свидетельствуют о том, что у большинства воспитанников (8 чел., 72,7 %) отмечаются неблагоприятные взаимоотношения в семьях. Воспитание в таких семьях чаще всего характеризуется недостатком опеки и контроля со стороны родителей или связано с неблагополучием семьи: составом, материальной обеспеченностью, условиями проживания.

    На третьем этапе диагностики были проведены беседы, направленные на выяснение особенностей взаимоотношений между несовершеннолетними, членами их семей и сверстниками, а также отношения к здоровому образу жизни и психоактивным веществам. В ходе бесед были рассмотрены следующие вопросы: этика отношений старших и младших членов семьи, детей и взрослых; представления детей о семейном счастье, радостях жизни; Воспитанники ответили на вопросы: кого можно назвать «настоящим» другом, чем друг отличается от приятеля и каким следует быть, чтобы другие ребята желали бы дружить с тобой. Обсудили, что чувствуют и представляют несовершеннолетние, когда слышат «наркоман», «алкоголизм», «курение». Выяснили, как относятся воспитанники к психоактивным веществам. В ходе организованных бесед на разные темы подростки не всегда внимательно слушали друг друга, порой не хватало терпения дослушать говорящего до конца, нередко перебивали друг друга, вставляя реплики. Все это говорит о том, что у большинства несовершеннолетних отсутствуют навыки культурного поведения, не сформированы нравственные качества личности.

    Проведя исследование с воспитанниками Центра и проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу: большинство воспитанников имеют трудности в общении со сверстниками, связанные с неумением устанавливать доверительные, теплые, дружеские взаимоотношения; возникновением частых конфликтов и непонимания; у более половины воспитанников отсутствуют навыки культурного поведения, не сформированы нравственные качества личности; наблюдается низкий уровень сознания, сниженная активность.

    Следует отметить, что у ребят есть стремление к уважению со стороны окружающих и налаживанию отношений с ними. Большинство подростков неравнодушны к своему будущему, которое проявляется в желании обрести профессию, а в дальнейшем работу, семью, детей.

    На основе данных диагностики мы определили цель и задачи социально-педагогической работы с воспитанниками. К ним относятся оказание социально-психолого-педагогической помощи детям, укрепление их связей со здоровой социальной средой через создание единого реабилитационного пространства, содействие процессу их социализации. Диагностическое исследование также позволило наметить план работы как с группой, так и с отдельно взятым подростком. Реализация программы «Будущее для всех» предусматривает проведение комплекса групповых и индивидуальных занятий. При выборе темы каждого занятия мы учитывали не только возраст воспитанников, но и их индивидуальные особенности. Программа включает в себя следующие разделы:

    • гражданско- правовой «Я живу в России»
    • духовно-нравственный «В ладу с собой и миром»
    • социализации и профориентации «Я иду к своей мечте»
    • профилактический «Будущее для всех»

    Важным направлением работы с воспитанниками было научить их сотрудничать, из группы подростков создать сплоченный, творческий коллектив, умеющий активно работать и взаимодействовать. Для этого на первых встречах с ребятами использовались ролевые игры, квест-игры по программе «Будущее для всех»: «Слепой и поводырь», «Прогулка с компасом», «Лабиринт», «Выбор», «Равенство». С их помощью создавалась атмосфера доверия, непринужденности и уважения. Подростки охотно играли в игры, рассчитанные на сплочение группы, улучшение коллективных взаимоотношений: «Встаньте в круг», «Шеренга», «Встреча взглядами», «Печатная машинка» и др.

    С целью формирования культуры здорового образа жизни и потребности бережного отношения к своему здоровью как базовой ценности, предопределяющей возможности и успешность жизненного пути проводились следующие занятия: «Путешествие по станциям здоровья»; «Друг или враг нам этот табак?»; «Опасное погружение»; «Сказать «СТОП». Проведение таких занятий для подростков, как «Наука о совести», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «О равнодушии и добре», «Друг познается в беде», «Жить с достоинством – что это значит?», «Наши права и обязанности», «Я в ответе за свои поступки» способствовали формированию правовых знаний, чувства ответственности за свои поступки, нравственных качеств, черт характера, навыков культурного поведения в повседневной жизни и позитивного отношения к окружающим людям.

    Анализ результатов контрольного этапа диагностики показал, что все подростки (100 %) охарактеризовали свои отношения со сверстниками как теплые, дружеские, иногда нейтральные в силу собственных причин, но не конфликтные; наиболее значимым для воспитанников является мнение специалистов и самых искренних, верных друзей. Поэтому можно сказать, что авторитетом для подростков может быть не только друг-сверстник, но и помощник, советчик – специалист по социальной реабилитации, психолог; отношения с окружающими воспитанники расценивают как уважительные, с полным взаимопониманием. При ранжировании жизненных ценностей было выявлено, что на первое место воспитанники поставили – уважение, любовь, верных друзей, а на второе – образование, ум, карьеру, самореализацию. Несовершеннолетние объяснили свой выбор тем, что невозможно добиться больших «высот», не имея рядом надежной опоры и поддержки, а такой поддержкой могут стать друзья, семья, родственники.

    Полученные данные позволяют констатировать высокий уровень результативности реализации программы. Занятия, проведенные в рамках программы «Будущее для всех» способствовали тому, что между подростками, сверстниками и специалистами возникли теплые и доверительные отношения. Появилось понимание, за что и почему нужно уважать себя и своих сверстников. Изменилось представление о семье, о себе в семье, о своих обязанностях и ответственности перед близкими людьми. Появилось стремление воспитанников управлять своим поведением, эмоциями, самосовершенствоваться. При этом снизилось эмоциональное напряжение, негативное отношение к себе и своим близким. Благодаря практическим занятиям воспитанники получили необходимые умения и навыки, касающиеся личной гигиены, безопасного поведения, которые помогут избежать различных заболеваний, несчастных случаев; овладели адекватными способами поведения: научились слушать и слышать другого, проявлять сочувствие и сопереживание, разрешать конфликты мирным путем и т.д. В целом работа с детьми способствовала повышению адаптации и реабилитационного потенциала воспитанников.

     

    Специалист по работе с семьей, Ганичева А.Г.

     

    Категория: Статьи учреждения | Добавил: zyf
    Просмотров: 80 | Загрузок: | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Участникам СВО
    Фин. грамотность
    Оценка качества
    Роспотребнадзор
    Проекты РФ
    COVID-19
    Волонтерство
    Добровольцы
    Горячие линии
    Осторожно
    Дети
    Архив записей
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 101
    Поиск
    Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0
    Форма входа

    Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
    comments powered by HyperComments