|
Социальная реабилитация несовершеннолетних через основные виды деятельности
|
Целью моей деятельности как специалиста по работе с детьми является создание благоприятных условий для развития личности ребенка. Основная задача в достижении цели – это оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем, которая решается посредством социальной реабилитации через различные виды деятельности, в которых нуждается ребенок. В своей работе я делаю акцент на три основных вида деятельности: коммуникативную, познавательную и ценностно-ориентировочную.
В этом направлении работа подразделяется на 3 блока: диагностический, социально-реабилитационный, аналитический.
Диагностический блок включает в себя этапы сбора, анализа и систематизации информации. С этой целью проводится диагностика личности и ее социальных связей, познавательных интересов, склонностей, потребностей, изучение ценностных ориентаций школьников, диагностика внутрисемейных отношений.
С детьми дошкольного возраста проводится тестирование на развитие внимания и памяти, оценивается уровень знаний об окружающем мире, развитие речи. Используются различные тесты, анкеты, методики, ранжирование, доверительные беседы. По результатам диагностики составляется индивидуальная программа реабилитации, где планируются конкретные занятия, в которых нуждается ребенок.
Занятия проводятся как индивидуальные, так и групповые. С дошкольниками – занятия по развитию речи, внимания и памяти, по окружающему миру, на развитие мелкой моторики, например: «В гостях у Рыжика», «Послушный карандаш», игротека для малышей «Играем и изучаем», «Азбука общения».
Дети знакомятся с правилами речевого поведения и правилами этикета в различных ситуациях и закрепляют их на практике. В процессе занятий с дошкольниками решаются такие задачи, как:
- развитие инициативности и самостоятельности в речевом общении со взрослыми и сверстниками;
- расширение уровня знаний об окружающем мире;
- развитие произвольного внимания и памяти, наблюдательности.
У детей школьного возраста, поступающих к нам в отделение, наблюдаются большие проблемы в учебной деятельности по причине плохой памяти, отсутствия устойчивого внимания, воображения, творческого мышления.
Прежде чем критиковать, нужно задуматься, из какой семьи этот ребенок, в каких условиях воспитывался и имел ли возможность для нормального развития.
В каждом ребенке есть скрытые способности и задатки, которые нужно заметить и стараться развивать. Поэтому я уделяю большое внимание занятиям со школьниками на развитие воображения, внимания и памяти, творческого мышления, в процессе чего развивается наблюдательность, оперативная память, словесно-логическое мышление, изобретательность в условиях поиска решения.
В ходе занятий дети выполняют задания на обобщение понятий, составление изображений объектов, воссоздание образов художественного произведения, выведение следствий.
Так как любое развитие связано с необходимостью что-то представить, вообразить, все это невозможно сделать без воображения и фантазии, которые присущи каждому человеку, но различаются по силе и яркости. Поэтому мы учимся с детьми связывать абстрактный смысл с конкретными предметами и явлениями, выполняя различные задания и игры, которые тренируют процесс воображения в комплексе с мышлением.
Детям интересны такие игры, как «Постановка необычных проблем», «Конструирование фраз», «Фантастические гипотезы», «Круги на воде», «Составление из букв осмысленных слов», развивающие упражнения на творческое мышление «Танграм», «Австралийские кенгуру 3+3», «Разрезание квадрата», логическая игра «Дата» и другие. Дети очень любят игру « Круги на воде», кстати, взрослым она тоже будет интересна.
Игра «Круги на воде» составлена на основе упражнений из педагогической практики Д. Родари и направлена на развитие творческого воображения и словарного запаса, подходит для детей любого возраста.
Когда в воду бросишь камень, от него по воде идут круги – чем дальше, тем больше. Так же и слово, усвоенное человеком, может натолкнуть на массу ассоциаций, вызвать разные сравнения, представления, образы.
Берем слово «лимон» (можно любое слово):
Какие ассоциации оно вызывает? В какие сочетания вступает? (пример из детских работ – кислый продукт, желтого окраса, добавляется в чай, придает насыщенность).
За одну минуту подберите как можно больше слов на начальную букву «л».
Подберите как можно больше слов, начинающихся на первый слог «ли».
Подберите как можно больше рифм к слову «лимон» (батон, баллон, закон, бутон, картон, кулон, бетон, вагон, павильон).
Сейчас выстроим эти буквы в столбик и назовем первые пришедшие в голову слова на соответствующие буквы.
А сейчас на эти буквы подберите слова, образующие законченное предложение.
Чем больше предложений и чем они смешнее, тем лучше результат. Примеры из детских работ:
летом Ира мечтала о носках;
Лунтик искал мороженое очень недорогое;
лошадь играла молодая, оглядываясь назад;
леший иногда мучается обалденно невыносимо;
Люда искала маркер, он нашелся;
ловкой интриганке муж оставил наследство;
лилии и мимозы – очень недорого;
любовь и молодость – отрывайся, наслаждайся).
В своей работе я делаю акцент на воспитание коммуникативной культуры школьников, чтобы сформировать у детей правильные навыки общения, выработать доброжелательное отношение друг к другу. На обучение приемам межличностного общения выполняем с детьми различные коммуникативные упражнения, проигрываем ситуации.
В процессе своей деятельности стараюсь сформировать у детей необходимые речевые и мыслительные навыки, ориентируясь на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми, учу ребенка искать решение, учитывая, прежде всего, возможные последствия, стимулируя к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы, поощряя высказывание оригинальных идей. Вместе с детьми стараемся сообща найти выход из трудной ситуации, определить причину проблемы и решить ее. Ценностно-ориентировочная деятельность дает возмож¬ность ребенку взглянуть на самого себя, на своих друзей, свою семью, объективно оценить свои взаимоотношения с ок¬ружающими.
Ценностно-ориентировочная деятельность, прежде всего, обращена к личности ребенка, его достоинству. Ребенок дол¬жен чувствовать персональное внимание к себе, то внимание, когда его объединяют со старшими, уважают, относятся как к равному, как к личности.
В процессе этой работы наблюдается положительная динамика: у детей появляется интерес к познавательной деятельности, ребенок начинает общаться, становится спокойнее, собраннее, увереннее, повышается самооценка. Моя цель достигнута!
Ганичева Александра Геннадьевна,
специалист по социальной работе
отделения для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации |