Практическая работа с семьей выстраивается в соответствии с выявленными проблемами и направлена на устранение причин их возникновения. После проведения социальной диагностики разрабатывается индивидуальная программа или план работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, определяются цели и задачи, формы и методы работы, определяются сроки проведения конкретных мероприятий.
Опыт работы отделения показал, что отличительной чертой семьи, находящейся в социально опасном положении, является то, что первопричины социальной дезадаптации несовершеннолетних кроются в проблемах семьи в целом.
С учетом этого обстоятельства практическая работа специалиста по преодолению социальной дезадаптации несовершеннолетних неразрывно связана с деятельностью, направленной на изменение ситуации в его семье.
Планирование работы можно осуществлять в следующей последовательности:
- составление перечня реальных проблем и их причин;
- определение цели воздействия (ожидаемого результата);
- определение участников воздействия ("узких" специалистов);
- определение содержания деятельности конкретных специалистов, выбор способов воздействия;
- определение сроков выполнения всех планируемых мероприятий;
- составление плана работы с семьей.
Важным фактором успешности и эффективности работы станет заключение своеобразного договора (устного или письменного) с семьей или отдельными ее членами о совместной деятельности, которая будет направлена на достижение положительных результатов.
Цели, задачи и содержание социального воздействия на семью, направленного на оказание ей помощи и преодоление проблем, будут непосредственно определяться причинами их возникновения. Например, специалист по работе с семьей выявил проблему безработицы. Причиной стало сокращение с места работы главы семьи. Специалист по работе с семьей содействует ему в устройстве на работу через центр занятости населения.
Практическая деятельность позволяет нам выделить наиболее эффективные методы работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.
Беседа:
Этот метод, во-первых, дает возможность специалисту выяснить трудности данной семьи или ее членов, т.е. является одним из средств диагностики; во-вторых, становится методом воздействия на семью; в-третьих, выполняет консультативную функцию. Специалист, который ведет беседу, должен уметь: выстроить беседу так, чтобы расположить к себе ребенка, членов семьи; слушать; во время беседы варьировать разные тональности речи, в зависимости от изменения ситуации быть тактичным. Очень важно, именно во время беседы расположить к себе семью, дать понять, что вы действительно хотите ей помочь.
К беседе с семьей необходимо предварительно подготовиться: проанализировать уже имеющуюся информацию, подготовить вопросы, составить план разговора. Вопросы, продуманные заранее, должны вплетаться в ход беседы, их не следует ставить прямо, если они не касаются формальных данных. Если в задачу определенной беседы входит консультация или коррекционное, обучающее воздействие, то специалист должен ясно представлять результат встречи.
Метод поддержки:
Применяется, когда ребенок, семья находятся в сложной ситуации. Специалист помогает семье проанализировать свое состояние, свое положение в жизни, сформулировать, что нужно в корне изменить, попытаться сформировать жизненную установку. Специалист помогает наладить бытовые условия жизни ребенка, отношения между членами семьи.
Метод преодоления конфликта:
Используется, когда происходит конфликт в семье, в школе, между сверстниками: учитель - ученик, родители - ребенок, родители - учитель, ребенок - ребенок. Прежде всего, специалист выясняет, что привело к конфликту. Следует представить себя в данной ситуации и постараться не делать поспешных выводов. Нельзя втягивать в конфликт новых участников - это усложнит решение проблемы. Специалист должен спокойно проанализировать мнения конфликтующих сторон, продумать этапы разрешения конфликта, найти положительные точки соприкосновения конфликтующих. Чаще всего – это общая деятельность.
Метод социального патронажа:
Вид социального обслуживания семей, преимущественно на дому, заключается в регулярном посещении и оказании необходимой поддержки семье.
Во время патронажа специалист посещает квартиру, обследует жилищно-бытовые условия, знакомится с семьей, родственниками, наблюдает за семьей в обычной домашней обстановке, исследует ее психологический климат, обстановку, в которой живут дети. Уловить эмоциональную атмосферу, царящую в семье, можно только в привычной для нее обстановке. У специалиста, благодаря социальному патронажу, появляется возможность проведения доверительных бесед, освобождающих родителей от страха и неуверенности перед лицом официальных инстанций.
При проведении патронажа специалист должен быть в хорошем настроении, всем своим поведением проявлять интерес ко всему, чем живет подросток и его семья, уважение ко всем ее членам, какими бы они на самом деле ни были, готовность к контактам с ними. Специалист не должен осуждать или критиковать, свое несогласие ему лучше выражать мягко, допуская возможность существования другого мнения. При этом нужно находить для себя способы получить в непринужденном разговоре ответы на все поставленные вопросы, следует давать советы в доброжелательном тоне, чтобы при расставании у семьи осталось приятное ощущение того, что общий язык найден.
Закрепить такое впечатление помогает положительный отзыв, высказывание о семье при встрече специалиста с ребенком, выражение удовлетворения от знакомства с его домом.
В практике, при осуществлении патронажа социально неблагополучных семей, специалистам приходится иногда сталкиваться с агрессивным отношением. В этих случаях не надо отвечать грубостью, повышать голос на собеседника, нужно вести себя тактично, патронаж семьи осуществлять двумя специалистами, либо в союзе с представителями ОВД.
Консультирование:
По содержанию консультирование может быть: социально-правовым; социально-педагогическим, социально –правовым, информационным.
Содержание практической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, как уже говорилось выше, определяется характером ее проблем. В процессе социально – реабилитационной работы с данной категорией у наших специалистов сформировались схемы, методики, технологии социальной работы по преодолению "социально опасного положения" семьи.
Специалист по работе с семьей отделения для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации, ГОАУСОН «Полярнозоринский КЦСОН»
Ганичева А.Г. |