Главная | Регистрация | Вход
Четверг, 19.12.2024, 00:24
Приветствую Вас Гость | RSS
АНКЕТА

Независимая оценка качества социальных услуг

Год семьи 2024
Безопасное детство
Здоровье персонала
ДТД
Доступная среда
Меню сайта
Полезные ссылки
  • VI Всероссийский конкурс «Спасибо интернету – 2020» для лиц пенсионного и предпенсионного возраста (50+)
  •  

  • Министерство труда и социальной защиты РФ
  •  

  • Министерство труда и социального развития Мурманской области
  •  

  • Министерство здравоохранения Мурманской области
  •  

  • Государственная служба занятости ГСЗН Мурманской области
  •  

  • ГОКУ "Кандалакшский межрайонный ЦСПН"
  •  

  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  •  

  • Правительство Мурманской области
  •  

  • Портал "Государственные Услуги"
  •  

  • Обучение на сайте по программе «Азбука Интернете» для старшего поколения"
  • Категории раздела
    Статьи учреждения [158]
    Пресс-релизы [72]
    Главная » Статьи » Статьи учреждения

    «Ребенок в среде сверстников»
    20.11.2017, 12:53

     

    Дети

    Значение общения ребенка со сверстниками огромно – это и полноценное речевое развитие, и передача жизненного опыта, и формирование своей индивидуальности…

    С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками. На протяжении школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития.

    В период адаптации к школе общение с одноклассниками, как правило, отступает у первоклассников на второй план перед обилием новых школьных впечатлений. Дети настолько поглощены своим новым статусом и обязанностями, что почти не замечают одноклассников, не всегда могут ответить на вопрос: «Кто сидел рядом с тобой за партой?»

    Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе. Особенностью общения младших школьников со сверстниками является то, что они с готовностью откликаются на все виды совместной деятельности, с большим желанием помогают друг другу, ориентированы на интересы коллектива, хотя их коллективизм носит поверхностный характер и заключается в желании быть со всеми вместе.

    Для младшего школьника в первую очередь значима личность учителя, который вводит ребенка в учебную деятельность. Педагог для него - главный и беспрекословный авторитет. В первое время обучения ребенок воспринимает одноклассников «через учителя» и обращает на них внимание, когда во время уроков преподаватель оценивает их, подчеркивает успехи или неудачи. Вот почему в начале обучения у учащихся отсутствует нравственная оценка своих одноклассников, нет подлинных межличностных отношений.

    На втором-третьем году обучения отношение школьника к классному коллективу меняется. Личность учителя становится менее значимой, но зато устанавливаются более тесные контакты с одноклассниками, с которыми вместе усваивают знания, участвуют в коллективных делах. Постепенно в классном коллективе деловые связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой поведения каждого из ребят. Они начинают все глубже осознавать те или иные стороны личности сверстников.

    Личные взаимоотношения уже в младшем школьном возрасте лежат в основе контактных дружеских группировок, так называемых «малых групп», и часто сложившиеся в них отношения становятся для ученика более значимыми. В малых группах, как правило, есть свои лидеры, нормы поведения, свои интересы.

    В отрочестве общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость, поскольку этот вид деятельности является ведущим в данный период. В своей среде, взаимодействуя друг с другом. подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость.

    Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего. Если в школе подросток не получает удовлетворения своих новых потребностей, то общение подростка со сверстниками за стенами школы становится основным. Такое общение помогает подростку выйти за рамки школы и там искать свое статусное место, а также получать от сверстников оценку себя. Среди причин обращения к сверстникам на первом месте стоит «люблю поболтать», «чтобы весело провести время». В результате образуются подростковые объединения, где в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы чести. Конечно, в целом нормы и правила заимствуются из отношений взрослых. Однако оценка поступков сверстников идет более максималистично и эмоционально, чем у взрослых.

    При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто подростки для усиления этого «Мы» прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам; в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу.

    Внешние особенности поведения в процессе общения младших подростков весьма противоречивы. С одной стороны, в общении с товарищами ребята проявляют коллективизм, а с другой – негативизм, готовность противопоставить себя коллективу; с одной стороны, у них ярко выражено стремление быть «как все», с другой – желание заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой – бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного друга сосуществует у младших подростков с беспорядочной сменой приятелей, способностью разочаровываться в бывших «друзьях на всю жизнь».

    Подросток страдает от собственной робости, так как испытывает сильную потребность в общественной активности, в общении со сверстниками. Эти страдания, а также чрезмерная склонность к самоанализу приводят к тому, что затрудняется или становится вообще невозможным его приспособление к новым общественным ситуациям.

    Результаты специальных исследований показывают, что отношение к друзьям и само понимание дружбы имеют определенную динамику на протяжении школьного возраста.

    Для детей 5-7 лет друзья – это прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется прежде всего внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и т.п. В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться.

    Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы.

    Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок.

    Полежаева С. В.,
    психолог отделения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

    Категория: Статьи учреждения | Добавил: zyf
    Просмотров: 639 | Загрузок: | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Участникам СВО
    Фин. грамотность
    Оценка качества
    Роспотребнадзор
    Проекты РФ
    COVID-19
    Волонтерство
    Добровольцы
    Горячие линии
    Осторожно
    Дети
    Архив записей
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 101
    Поиск
    Статистика

    Онлайн всего: 4
    Гостей: 4
    Пользователей: 0
    Форма входа

    Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
    comments powered by HyperComments