«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребёнок».
Сухомлинский В. А.
Стремление к прекрасному было свойственно людям во все времена. Украшая свое жильё, одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и фантазии, поднимаясь над ежедневными однообразными заботами. Занятие любым видом рукоделия немыслимо без творчества. А развитие творческих способностей воспитанников рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Творчество - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно – прикладного искусства. В настоящее время уделяется огромное внимание созданию изделий ручной работы, которые помогают в воспитании гармонично развитой личности.
Декоративно-прикладное творчество предполагает разнообразные формы выражения и использует огромное число материалов. Работа с таким многообразием материалов позволяет овладеть многочисленными практическими навыками. Знакомство с различными видами и техниками прикладного дизайна происходит в процессе творческой деятельности, направленной на воплощение собственной креативной идеи в конкретном материале.
За 2021 – 2024 гг. работы по программе «Отдыхая за работой» в отделении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, прошло 59 детей.
Уровень развития творческих способностей воспитанников показывает, что именно в этой сфере нашим детям легче самореализоваться, найти своё место в жизни. Занятия по программе трудовых занятий «Отдыхая за работой» способствуют повышению уровня инициативности, трудолюбия, желания применять полученные навыки на практике, умения ценить чужой труд, приобретение практических навыков, дети приобщаются к искусству, у них развивается и укрепляется творческое начало, развивается воображение и наглядно-образное мышление, развиваются коммуникативные качества личности. Основные цели программы – развитие трудовых умений и навыков посредством вовлечения в различные виды трудовой деятельности; формирование и всестороннее развитие личности; создание условий для развития и проявления творческой индивидуальности детей; формирование самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и социально полезная организация досугового времени воспитанников.
Специалист, в ходе занятия, одновременно решает основные задачи: направляет усилия каждого ребёнка на достижение поставленной цели, уделяет особое внимание тем детям, которые затрудняются выполнять задание, следит за тем, чтобы все дети добились хороших результатов, т.е. руководит самим процессом трудовой деятельности. В то же время осуществляет большую работу по формированию начал коллективизма у детей, чтобы дети проявляли внимание друг к другу, помогали нуждающимся в помощи, устанавливали положительные взаимоотношения и т.д.
Результативность реализации программы трудовых занятий «Отдыхая за работой» подтверждают результаты участия воспитанников в различных конкурсах областного и федерального уровней:
- Гран При во II открытом конкурсе творческих работ «Широкая Масленица»,
- 1 место в Международном конкурсе «Твори! Участвуй! Побеждай!»,
- 1 место в городском новогоднем конкурсе "Подарок Деду Морозу",
- в VIII городском конкурсе открыток «Я открытку нарисую и красиво подпишу»,
- в городском конкурсе поделок из бытовых отходов «Вторая жизнь ненужных вещей»,
- 1 место в Международном конкурсе для детей и молодёжи «Умные и талантливые»,
- 2 место в конкурсе рисунков «Я рисую Победу!»,
- участие в межрегиональном конкурсе детских рисунков «Детский телефон Доверия и Я»,
- участие во Всероссийском конкурсе «Рисуем с детьми Вечный огонь»,
- участие в региональном конкурсе детского рисунка «Охрана труда глазами детей»,
- в областном творческом конкурсе тематического рисунка «Поздравительная открытка: Думе – 30 лет!» наш воспитанник занял 2 место,
- ежеквартально 1 места во Всероссийском открытом творческом конкурсе "Фантазёры" и многих других.
Работая по данной программе, на своих занятиях я стараюсь дать возможность раскрыться творчески каждому ребёнку. В рамках основной темы занятия у ребёнка всегда есть право выбора поделки и самореализации. Это позволяет не только интересно провести занятие, но и проявить его индивидуальность. Творчество для детей - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души, а сам процесс - это настоящее чудо. Творческое начало и безграничная фантазия заложены в каждом ребёнке!
Специалист по социальной
Богданова Е. К. |