
В последнее время увеличивается количество детей, поведение которых не соответствует общепринятым нормам. Такое поведение принято называть «девиантным». Причинами девиантного поведения являются чаще всего психологические трудности, обусловленными неправильным воспитанием ребёнка и трудностями семьи. Вследствие этого ребенок оказывается педагогически запущенным. Перед коллективом специалистов отделения для несовершеннолетних, стоит сложная задача - попытаться изменить сознание и поведение детей «группы риска» через реабилитационную работу, объединить свои усилия по профилактике подобного рода поведения и оказанию помощи детям уже с имеющимися социальными отклонениями.
Как показывает опыт, атмосфера жизни отделения для несовершеннолетних, нормы и правила, отношения с сотрудниками, общение с детьми, существенным образом влияют на поведение воспитанников. Ведущий метод профилактической деятельности с несовершеннолетними «группы риска» - создание «ситуации успеха». Успех должен быть доступен каждому воспитаннику. Создание ситуации успеха, одно из основных условий для успешной работы с детьми и подростками «группы риска».
При проведении социально-реабилитационной работы с целью создания ситуации успеха для воспитанников с девиантным поведением необходимо соблюдение следующих принципов:
1.Принцип ориентации на позитивное в поведении.
Этот принцип предполагает, что специалист должен видеть в ребенке с девиантным поведением прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним. Для этого необходимо:
- стимулирование самопознания детей и подростков своих положительных черт;
- формирование нравственных качеств при самооценке своего поведения;
- постоянное внимание к положительным поступкам;
- проявление доверия к несовершеннолетнему;
- формирование у него веры в свои силы и в возможность достижения поставленных целей;
- учет интересов воспитанников, их индивидуальных особенностей, вкусов, предпочтений, на основе этого пробуждение новых интересов.
2.Принцип социальной адекватности.
Данный принцип требует соответствия содержания, средств воспитания и коррекции социальной ситуации, в которой находится трудный ребенок. Условиями реализации данного принципа являются следующие:
- учет особенностей социального окружения при решении воспитательных и коррекционных задач;
- координация взаимодействия с образовательными учреждениями, учреждениями системы профилактики;
- обеспечение комплекса социально-психолого-педагогической помощи;
- коррекция воспринимаемой детьми и подростками разнообразной информации, в том числе и от средств массовой информации, сети - Интернет.
3.Принцип индивидуализации.
Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого воспитанника, постановку специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможностей для самореализации и самораскрытия. Условиями реализации принципа индивидуализации являются:
- оценка изменений индивидуальных качеств воспитанника;
- выбор специальных средств педагогического воздействия на каждого;
- учет его индивидуальных особенностей при выборе воспитательно-коррекционных средств, направленных на его социальное развитие;
4Принцип социального закаливания.
Этот принцип предполагает включение несовершеннолетнего в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции.
В социально-реабилитационной деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
- включение воспитанников в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях;
- стимулирование самопознания в различных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
- оказание помощи трудновоспитуемым воспитанникам в анализе проблем социальных отношений и в проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
Очень важно занять ребят из «группы риска». В отделении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, разработаны и успешно реализуются программы: «Детство без насилия», «Моя семья», «Будущее для всех», «Теплый дом», «Отдыхая за работой», «Театр на подушках». В рамках программ создаются все возможности для самореализации детей путём вовлечения их в общественно значимую деятельность, через участие в мероприятиях различной направленности: игровых и конкурсных программах, спортивных мероприятиях, мастер-классах, информационных часах и познавательных занятиях, викторинах. А также в подготовке праздничных мероприятий, постановке спектаклей, в творческих конкурсах, в волонтерской деятельности, участии в различных акциях и многому другому.
Проживая ситуацию успеха, подросток обретает достоинство. В признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает, что он чего-то стоит как человек. К тому же ситуация успеха порождает удовлетворенность жизнью на данный момент. Ситуация успеха, является основой для формирования положительных эмоций к предстоящей деятельности, обеспечивает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально привлекательным.
Профилактика девиантного поведения у детей и подростков «группы риска» - очень сложный и многогранный процесс. Многое зависит от нас, специалистов, работающих с детьми. Только благодаря слаженной работе специалистов, психолога, родителей, мы не только видим положительные результаты, но и ищем новые пути решения возникающих проблем с несовершеннолетними данной категории. Наша задача каждодневно стараться помочь каждому из ребят полноценно адаптироваться в современном обществе.
Специалист по работе с семьей, Полежаева С.В.
|