Специалист по работе с семьей отделения
для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации,
Ганичева А.Г.
Время от времени приходится слышать от специалистов – участников разного рода курсов, семинаров – просьбу: расскажите, пожалуйста, о новых формах работы с детьми в вашем центре. Отвечать на этот вопрос всегда непросто, так как не знаешь, какие формы, в представлении того или иного специалиста, «новые», а какие «старые».
Я хочу поделиться одной из форм работы, которая интересна детям. Предлагаемая форма работы «Проблема на ладошке» призвана помочь ребенку стать не только субъектом, но и стратегом собственной жизни, помочь ему в самореализации. Методика проведения занятия проста. Дети садятся в круг или располагаются полукругом. Каждый ребенок поочередно держит на ладошке предмет, символизирующий Жизнь (или проблему), и высказывает свое личное отношение к ней.
ВВ качестве иллюстрации приведу один из возможных вариантов такого занятия, небольшой фрагмент. Специалист держит на ладошке красивый теннисный мячик и обращается к группе детей: «Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля – тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Что бы я сделал с моей жизнью, если бы полностью был властен над ней?».
Процесс коллективного размышления, личностного «взросления» каждого участника возможен при условии соблюдения следующих двух условий.
Во-первых, наличие предмета, символизирующего проблему. Это может быть свеча, цветок, орех, воздушный шарик, шишка… практически любой предмет. Главное, чтобы он был ярким, отвечал требованиям эстетического вкуса, не вызывал отрицательных эмоций. В то же время профессионализм специалиста заключается не в выборе предмета, а в умении предъявить предмет детям в его нравственно – ценностном, социокультурном значении. Только тогда может начаться процесс духовного творчества каждого воспитанника. Происходит маленькое «чудо»: не мячик (размеры и красота могут быть различны), а ребенок как субъект собственного жизненного пути и его Жизнь предстают перед нами. Чувства и эмоции на данном этапе играют важную роль. Свеча – огонь, свет, человеческая мысль, разум. Цветок – не растение, вырабатывающее кислород, а Красота мира, память о родном, близком человеке. Воздушный шарик - яркая мечта, полет мысли, стремление к новому, неизведанному.
Во – вторых, целью занятия не является поиск «единственно правильной» истины. Здесь вообще не может быть «правильных» или «неправильных» ответов. Есть движение мысли, есть эстафета личных смыслов: что значит предъявленная ценность лично для меня? Ответ на этот вопрос открывает для детей иной, отличный от рационального, способ видения, чувствования и понимания проблемы.
Цель данной формы – создание ситуации, порождающей потребность в философствовании. Результат – мысль каждого участника, которую не следует сдерживать. Не важно, будет ли она изложена ясно, логично или у кого-то будет похожа на лепет. Важно, чтобы для каждого ребенка произошло прозрение относительно его связей с миром, другими людьми. Должно прийти понимание, что наши проблемы не могут существовать только внутри нас, ведь наша жизнь протекает в мире людей.
Предлагаемая форма работы способствует формированию и развитию чувственной сферы, эмоционально-ценностного отношения к миру, действительности, вовлекает детей в творческую деятельность.
|