Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность — понятие, которое описывает характер взаимодействия между объектами. Отсюда интерактивные технологии связаны, как правило, с двумя группами дополняющих друг друга методик: построенные на общении с компьютером и посредством компьютера и бескомпьютерные, в которых имеют место специально организованное взаимодействие непосредственно между людьми и акценты на «технологические» моменты.
В соответствии с требованиями современного информационного общества, информационно-коммуникационные технологии, относящиеся к первой группе методик, представляют больший интерес для совершенствования профессиональной деятельности специалистов, осуществляющих реабилитацию несовершеннолетних. Применение информационных технологий в реабилитационной деятельности позволяет решать ряд таких задач, как наглядность, доступность, контроль, самостоятельность и индивидуальность.
Классическую основу компьютерных интерактивных методик составляет применение в работе презентаций, видеороликов, видео лекториев, компьютерных обучающих и развивающих программ, музыкотеррапии, а также другого материала, созданного с помощью использования мультимедийных возможностей компьютера. Мероприятия с применением мультимедиа позволяют в привлекательной для детей форме строить реабилитационную работу. Такая подача материала качественно изменяет восприятие детьми информации. Обсуждение по определенной теме обостряет внимание воспитанников, заставляет осмысливать полученную информацию. Интерактивность использования мультимедийных возможностей компьютера позволяет несовершеннолетним не только по-другому воспринимать материал, но и предоставляет возможность овладеть способами работы с различными электронными, компьютерными новинками.
Важной составляющей современного социально - реабилитационного процесса является не только использование интерактивных технологий и методов, но и создание интерактивной среды вцелом, позволяющей существенно расширить возможности ребенка. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать несовершеннолетнего к стремлению овладеть новыми навыками, усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации из окружающей социальной среды. Интерактивные средства обучения, такие как интерактивные доски, компьютеры, становятся отличными помощниками в диагностике развития детей: внимания, памяти, мышления, речи, навыков учебной деятельности и т.д. Это активизирует познавательную активность детей, расширяет их кругозор, повышает общую культуру родителей в вопросах воспитания. Реабилитация с применением интерактивных комплексов становится более качественной, интересной и продуктивной. При этом происходит качественное усиление результата реабилитации вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. Использование интерактивных компонентов на реабилитационном занятии позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом воздействия.
Социальная реабилитация не должна игнорировать современные технологические находки. Ведь современные дети всегда в курсе информационных новинок и с удовольствием их используют. Сейчас такая интерактивная технология, как, например, нейроинтерфейс, кажется технологией будущего. На основе нейроинтерфейса созданы развивающие игры, которыми можно управлять силой мысли. Благодаря современным процессорам они могут обрабатывать сигналы, посылаемые мозгом, что позволяет приводить в действие игрушки и запускать механизм нейроуправляемых игр. Например, изменение высоты и положения игрушки зависит от состояния мозговой деятельности – концентрации и релаксации. Непростая нейроуправляемая игрушка учит чередовать эти состояния, максимально концентрироваться, избавляет от рассеянности и нетерпеливости. Хотелось бы, чтобы уже в ближайшее время не только эта технология, но и другие современные методики стали бы уже привычной частью работы специалистов. Игрушки такого рода станут лучшими тренажерами для мозга, будут развивать огромное количество качеств и навыков, применимых при решении сложных задач, построении логических цепочек, алгоритмов, будут вырабатывать настойчивость в достижении цели. Такая игрушка будет интересна и детям, и взрослым. Ребенок учится сосредотачивать свое внимание на одной задаче, после подобных игр предполагается повышение уровня успеваемости в школе, улучшение самодисциплины.
В заключении хотелось бы сказать, что при использовании интерактивных методов ребенок становится полноправным участником процесса восприятия, он находится в самостоятельном поиске для расширения своих возможностей. Активность специалистов уступает место активности ребенка, а задачей специалиста становится создание условий для его инициативы. Применение интерактивных форм и методов способствует процессу активизации познавательной деятельности. Обеспечивает взаимодействие, взаимообогащение. Результат реабилитации свидетельствует об эффективности интерактивной модели, при которой не только учитываются способности и возможности детей, но и осуществляется развитие их личности.
Таким образом, интерактивные методики – это новые коррекционные и методические подходы, новый образ методического мышления в социальной реабилитации детей. В сочетании с традиционными методиками и технологиями они создают богатую окружающую обстановку – развивающую среду. Это важное условие подготовки ребенка к будущей самостоятельной жизни и деятельности, социализации в обществе.
Специалист по работе с семьей отделения для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации, ГОАУСОН «Полярнозоринский КЦСОН»
Бруева В.И. |