«Достоинство государства зависит, в конечном счёте, от
достоинства образующих его личностей»
Дж. Милль, английский философ и экономист 19 века
Целью правового воспитания является сформированная правовая культура каждого несовершеннолетнего. Правовое воспитание проводится для того, чтобы не только дать детям знания, но и научить их реализовывать свои права и обязанности в обществе, быть активным гражданином. Формирование правовой культуры необходимо начинать с дошкольного возраста – формируются базовые понятия, в среднем возрасте детям дают более глубокие знания, прививают активную гражданскую позицию. Подросткам необходимо ознакомление с работой правоохранительных органов, так как по статистике, именно в этом возрасте впервые проявляются противоправные действия.
Правовое воспитание несовершеннолетних состоит из комплекса мер, направленных на:
- Формирование терминологического аппарата;
- Закрепление уважения к законам, праву, правовым нормам;
- Формирование твердой убежденности, что соблюдение законодательства – необходимая часть жизни в обществе;
- Прививание главных принципов правовой системы и разъяснение их значения для каждого гражданина;
- Формирование активной жизненной позиции относительно защиты правовой системы государства.
Наше отделение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, не является элитным заведением, контингент детей различный по материальному, социальному положению семей, образовательному уровню родителей, но в целом большинство - дети из неблагополучных семей. Поэтому одной из важнейших задач реабилитации несовершеннолетних на данном этапе является правовое информирование и правовая культура, предупреждение совершения правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
Специалисты выявляют интересы и потребности несовершеннолетних, трудности и проблемы, отклонения в поведении; определяют уровень социальной защищённости и адаптации к социальной среде; устанавливает связи и партнёрские отношения между семьёй и школой. Эта работа проводится в рамках программы по профилактике самовольных уходов и правонарушений несовершеннолетних «Будущее для всех».
В каких направлениях осуществляется реализация программы правового воспитания несовершеннолетних?
- В социально-педагогическом: осуществление мероприятий, в которых участвуют не только дети, но и их родители, педагоги, специалисты;
- В межведомственном взаимодействии: накопление опыта в осуществлении правового воспитания; организация сотрудничества с различными органами власти, которые также ответственны за реализацию и профилактику воспитательных мер по правовому воспитанию.
- В содержательном: главная цель – разработка эффективных методик правового воспитания, внедрение их в педагогическую практику.
Наиболее актуальная проблема теории воспитания – внедрение новых методов правового воспитания подростков. Наши специалисты в своей работе по правовому воспитанию используют различные методы:
- Тестирование: проводится на предмет склонности к правонарушениям.
- Беседа: проводится в индивидуальной или групповой формах. Таким образом, несовершеннолетние накапливают теоретические знания.
- Использование деловой игры требует знаний от специалиста и детей – интерактивные методики всегда демонстрируют высокий уровень усвоения и запоминания информации.
- Познавательные мероприятия: конкурсы, викторины способствуют глубокому усвоению знаний.
Цель данных мероприятий – ввести учащихся в мир понимания прав и обязанностей ребенка, научить применять свои права и обязанности на практике с помощью игры, сформировать навыки самозащиты в рамках закона. В процессе игры ребята учатся излагать собственную позицию, давать правовую оценку своим поступкам, на примере жизненных ситуаций разбирать нарушения прав человека.
В игре обязательно должны решаться следующие задачи:
- Воспитательные: воспитать чувство ответственности за свое поведение, личную безопасность, уметь принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
- Образовательные: помочь разобраться во всем многообразии социальных отношений, которые регулируются правовыми нормами. Привить детям начальные знания прав и обязанностей в конкретных ситуациях, сформировать навыки самозащиты в рамках закона.
- Развивающие: расширить кругозор в области права, стимулировать развитие самостоятельности.
- Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; участие в коллективном обсуждении проблемы. Интегрирование в группу сверстников, умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
- Личностные: обеспечение ценностно-смысловой ориентации учащихся (соотнесение поступков и событий с принятыми этическими принципами, знание моральных норм, умение выделять нравственный аспект поведения, выведение следствий).
Актуальность данной работы заключается в том, что именно в процессе игры дети приобретают основные азы правовых знаний, определяют свои основные права, учатся логически мыслить, развивать наглядно-образное мышление и воображение.
Специалист по работе с семьей Ганичева А.Г. |