|
Тревожностью обычно называют повышенную склонность испытывать опасения и беспокойство. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она мобилизует человека, позволяет избежать опасности или решить проблему. Это так называемая ситуативная тревожность.
|
Но бывает, что тревога сопровождает человека во всех жизненных обстоятельствах, даже объективно благополучных. То есть становится устойчивой чертой личности. Такая личность испытывает постоянный безотчетный страх, неопределенное ощущение угрозы. Любое событие воспринимается как неблагоприятное и опасное. Тревожный ребенок постоянно подавлен, находится настороже, ему трудно устанавливать контакты с окружающими. Мир воспринимается как пугающий и враждебный. Постепенно закрепляется заниженная самооценка и мрачный взгляд на свое будущее. В этом случае речь идет о повышенной тревожности.
Откуда берется повышенная тревожность?
Если дома, в семье постоянная тревожно-мнительная атмосфера, родители все время чего-то опасаются и о чем-то беспокоятся. Такое состояние очень заразительно, и ребенок перенимает у взрослых нездоровую форму реагирования на все, даже на ординарные события жизни.
Если ребенок испытывает недостаток информации (или пользуется недостоверной информацией). Старайтесь следить за тем, что он читает, какие передачи смотрит, какие эмоции при этом испытывает. Нам иногда трудно понять, как дети интерпретируют то или иное событие.
Однако тревожные дети могут вырасти не только у тревожных родителей. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка. Родители, которые не сомневаются и не беспокоятся, твердо знают, чего и как добиваться от жизни. А главное – чего они хотят добиться от своего ребенка. Такой ребенок постоянно должен оправдывать высокие ожидания взрослых. Он находится в ситуации постоянного напряженного ожидания: «сумел – не сумел» угодить родителям. Особенно трудно ребенку приходится, если требования и реакции взрослых непредсказуемы и непоследовательны.
Тревожность может развиваться вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
- противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит "двойку" в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей;
- неадекватными требованиями, чаще всего завышенными. Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только «пятерки» и не является лучшим учеником класса;
- негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорит ребенку: «Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался».
Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет – девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо «неблаговидный» поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.
Что нужно делать, чтобы тревожность не стала устойчивой личностной чертой ребенка?
Взрослым необходимо контролировать свои реакции на различные жизненные обстоятельства. Учить только необходимым мерам безопасности. Не представлять ребенку мир исключительно как враждебный, где его на каждом шагу подстерегают несчастья.
Не превращать жизнь ребенка в постоянную борьбу за достижения. Одобрение родителя полагается ребенку не только как награда за успехи, но и просто потому, что он ваш! Постоянные опасения, тревога не помогут, а скорее помешают ему добиться чего-то значительного в жизни.
Иногда дети не говорят прямо о своих тревожных ощущениях. Они шумно ведут себя, стараются привлечь внимание детей и взрослых клоунскими или хулиганскими выходками. Им необходимо понимание и сочувствие, а достигают они своим поведением прямо противоположного результата.
Некоторые дети рассказывают фантастические, вымышленные истории о самом себе. Или постоянно просят помощи взрослых, пытаются занять их исключительно своей особой. Другие проявляют чрезмерное дружелюбие к взрослым, слишком озабочены тем, чтобы завоевать одобрение и симпатии окружающих. Со всеми всегда соглашаются. Иногда взрослых устраивает последний вариант поведения – старание ребенка заслужить признание окружающих. Но ведь эта эмоциональная зависимость может сохраниться и когда ребенок вырастет.
Как помочь тревожному ребенку?
После консультации с родителями я рекомендую такому ребенку посещать групповые психокоррекционные занятия. Тема детской тревожности достаточно широко освещена в психологии, и обычно, эффект от таких занятий довольно ощутимый. На занятиях не ставится цель полностью избавить ребенка от тревоги. Занятия помогают ему более свободно и открыто выражать свои чувства, повышают уверенность в себе. Постепенно тревожный ребенок учится больше контролировать свои эмоции.
Один из основных способов помощи – метод десенсибилизации. Ребенок последовательно «помещается» в ситуации, вызывающие у него тревогу. Начинаю с таких, которые лишь немного волнуют его и заканчиваю теми, которые вызывают сильную тревогу и даже страх. Завершается этот метод релаксацией, расслаблением.
Также использую в работе с детьми с тревожностью игры-драматизации (например, в «страшную школу»). Сюжеты подбираются в зависимости от того, какие ситуации тревожат ребенка больше всего. Применяю в своей работе с детьми с тревожностью приемы рисования страхов, рассказов о своих страхах и т.д. Все эти способы помогают ребенку справиться с состоянием тревожности и более позитивно смотреть на мир.
Психолог отделения
для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации,
Полежаева С.В. |