Эффективность работы с семьей, чьи дети находятся в социальном приюте, а не в семье, зависит прежде всего от умения сотрудника общаться с родителями. В силу того, что асоциальный и малообеспеченный образ жизни, педагогическая неграмотность накладывают свой отпечаток на восприятие окружающего мира у таких родителей, то и установить контакт с ними бывает очень трудно. Но это необходимый процесс, поскольку от того, насколько будет достигнуто взаимопонимание зависит самое главное – возвращение семьи к здоровому образу жизни и как следствие, возвращение ребенка домой.
Важным моментом в общении с родителями является педагогический такт. Очень трудно в ситуации, когда ты захвачен отрицательным эмоциями к собеседнику, к его образу жизни контролировать собственное поведение и предвидеть планируемый результат, чтобы добиться оптимальных результатов в общении.
Еще одной особенностью является уважение к собеседнику. Очень важно дать понять родителям, что вы не вступаете с ними в противоборство, а готовы помочь, не осуждаете, не навязываете собственное мнение, а поможете составить совместный план действий по выходу из кризисной ситуации (привлекая при необходимости других специалистов: нарколога, специалистов центра помощи семьи и детям, центра занятости, психолога).
Результатом должна стать готовность родителя прислушиваться к вашим советам и самостоятельно им следовать. Пусть это будут маленькие шаги, но они должны вести к оздоровлению семьи. Советы нужно соотносить с особенностями и возможностями родителей. Иногда злоупотребление указаниями может привести к обратной ситуации.
В работе с родителями важно придерживаться правила открытого общения и благодарности. Сотрудник приюта обязан создать условия для плодотворного общения, быть тактичным и воспитанным, но и родители не должны проявлять недоброжелательность или несдержанность. Нужно определить ту границу, которую родители не имеют права переступать в беседе с педагогом. Обе стороны должны честно и открыто посвящать собеседника в проблемы, возникшие в результате совместной работы. Как бы не было стыдно признаваться в своих ошибках, родитель должен понимать, что это необходимо для продолжения коррекционной работы.
Нужно дать родителям высказать все, что у них на душе, снять эмоциональное напряжение, дать почувствовать. что их не просто слушали, а услышали. Еще одной важной гранью общения является умение отражать чувства и мысли собеседника. Если педагог встречает партнера по общению улыбкой, то ему отвечают тем же и наоборот. Когда родители ведут себя некорректно, трудно удержаться, чтобы не ответить грубостью на грубость.
Но самое главное, что должны понимать и родители, и сотрудники приюта – это что является главной целью общения, ради которого можно преодолеть любые преграды.
Дети – это самое ценное, что у нас есть. Это не только наше будущее, это наше продолжение, наши надежды и мечты, наша счастливая старость. И каждый ребенок имеет право жить в здоровой, любящей семье. |