|
«Мир начинается с семьи.
Алгоритм социального сопровождения семьи»
|
Специалисты по социальной работе ГОАУСОН «Полярнозоринский КЦСОН» взаимодействуют с семьями с трудноразрешимыми проблемами, ограничивающими возможность в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех членов семьи.
В своей работе мы определили ряд общих проблем характерных для всех неблагополучных семей. Это проблемы материально-бытовые (финансовые), жилищные, трудоустройства, психолого-педагогические, медицинские. А также проблемы в социализации, во взаимоотношениях с другими детьми и родителями.
Почему проблемные семьи изолируют себя от окружающей среды? У таких семей доминирует стратегия отрицания:
- свои потребности семья оценивает, как слабости;
- у семьи присутствует страх выплеснуть чувства наружу, напоказ;
- семья боится проявить свои потребности, чтобы не услышать «нет» на просьбу.
Вследствие этого человек отрицает себя, семья не обращается за помощью. В этом случае мы используем следующую стратегию:
- помогаем семье распознать ее потребности;
- помогаем семье высказывать эти потребности;
- совместно с семьей ищем возможности для их удовлетворения.
В Первый визит в семью, на наш взгляд, это самый «тонкий момент» в работе. От того, насколько хорошо произойдет первичный контакт, зависит, насколько возможно дальнейшее сотрудничество с данной семьей. Важное при первом визите - это просто налаживание контакта. Семья намного лучше воспринимает человека, который готов выслушать, понять. Не всегда человек, получивший высшее и социальное образование, действительно профессионал.
В Как мы налаживаем контакт с семьей? Задача первого визита – снятие страха и напряженности у клиентов. Специалист должен быть доброжелательным, спокойным и уверенным в себе. Не спешить, если чувствуешь, что семья не готова к содержательной части диалога, а иногда первый визит может этой фазой и завершиться. В этом случае можно договориться о времени следующего визита.
О чем и как мы говорим с клиентом:
- объясняем, что может получить семья от общения;
- узнаем, в какой помощи семья нуждается, и согласна ли она сотрудничать. Помним, что отказ семьи от сотрудничества не является окончательным;
- проверяем, как члены семьи поняли и как восприняли информацию;
- узнаем, каким семья видит ваше сотрудничество;
- оцениваем качество контакта с семьей.
Важно выслушать ответы и принять их за основу будущего диалога. Ответы семьи должны быть тем, на чем придется строить диалог (налаживать отношения).
Все эти составные части диалога имеют одну простую и вместе с тем важную цель –мы показываем семье, что действительно не являемся для нее опасными и настроены на сотрудничество. Никогда не стоит забывать, что налаживание контакта – это не «пустая трата времени», а необходимый компонент для плодотворного сотрудничества.
Что не стоит делать специалисту, работающему с семьей:
- не сосредоточивать особое внимание на проблемах семьи, если семья не готова сама о них говорить;
- не говорить, что правильно, а что неправильно, не зная мнения семьи по этому поводу;
- не форсировать события: семья может оказаться неготовой и будет защищаться;
- помнить, что невербальное поведение специалиста (или неготовность принять семью такой, какова она есть) может быть очень заметно, и это затруднит твою последующую работу.
Следует заметить, что «через уши специалиста» проходит много информации, касающейся семьи. Иногда попадаются такие разговорчивые семьи, что основной задачей специалиста будет «не утонуть» в потоке информации. Вся поступившая информация фильтруется, проверяется (или выясняется). Специалист всегда остается человеком, и отделять «профессиональное от человеческого» не всегда возможно, да и не всегда необходимо. Но необходимо понимать, что первичные реакции специалиста на информацию семьи перемешиваются с его личным и профессиональным опытом, и в результате получается «рецепт», которым специалист руководствуется в планировании своей работы.
В диалоге с семьей необходимо замечать многие мелочи и детали и затем решать: придавать им значение или нет. Если информация становится для специалиста значимой, то следует прояснить, какое значение этой информации придает семья. На что следует обращать внимание: как члены семьи справляются с конкретной ситуацией, как данная проблема влияет на семью, на ее поведение? Специалист должен сформировать у себя свой подход к исследованию поведения, что поможет более внимательно подойти к проблемной семье.
Например, во время общения - расспрос, наблюдение. При выявлении ключевой проблемы - снятие страха (контакт), формулирование первичной гипотезы на основании рассказа и проверка первичной гипотезы: как изменится положение, если проблема будет решена? После этого следует выбор рабочей гипотезы, определение времени, плана и критериев проверки правильности гипотезы, формулирование критериев проверки и т.д.
При составлении плана с неблагополучной, проблемной семьей мы руководствуемся принципом индивидуального подхода, выполняем следующий алгоритм действий:
- подготовка – предварительное знакомство со всеми сведениями о семье, составление плана беседы;
- установление контакта специалистов с членами семьи;
- выявление сущности семейных проблем, причин их возникновения и внутренних ресурсов семьи;
- определение плана выхода семьи из тяжелой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны специальных служб, стимулирование взрослых членов семьи;
- реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении проблем, которые семья не может решить самостоятельно;
- патронаж семьи (в случае тяжелого неблагополучия может продолжаться до нескольких лет).
Главная цель - мотивирование клиента на изменения. Это дает клиенту новый взгляд на себя и свои возможности, придает клиенту уверенность в возможности самому изменить ситуацию в семье к лучшему
Специалист по социальной работе
Радченко М.А. |