Специалист по работе с семьей отделения для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации, Ганичева А.Г.
Технология работы с несовершеннолетними, совершающими самовольные уходы, опирается на ряд факторов, среди которых наиболее важное место занимает взаимоотношение несовершеннолетнего с учреждением, в котором он проживает. Главная причина самовольных уходов всегда кроется в неудовлетворённости воспитанника своим местонахождением, невозможности жить в нормальных условиях, отсутствии контакта с родителями, недостатке их любви и заботы, стремлении к нахождению в типичной субкультуре.
Поэтому, как восполнение данных проблем, необходимо наполнить жизнь несовершеннолетних в учреждении такими мероприятиями и событиями, появление которых поможет заглушить переживаемые чувства, забыться в какой-либо интересной деятельности, ведь всем этим требованиям и отвечает побег, где переживания несовершеннолетних носят экстремальный, яркий характер.
Специалист должен постоянно помнить, что в интересной, заполненной трудом, спортом, активным досугом организации жизнедеятельности нет времени и желания мечтать о побегах и совершать их. Необходимо применять разные формы работы с несовершеннолетними по профилактике самовольных уходов: индивидуальные, групповые, работу в микрогруппах, диалоговые интервью.
Индивидуальная работа с несовершеннолетними в нашем отделении строится на изучении их индивидуально – психологических особенностей, характера, стиля поведения. Индивидуальные беседы о недопустимости совершения противоправных действий, об ответственности за правонарушения и преступления, о необходимости соблюдать режим центра, посещать школьные занятия. Одним из основных механизмов индивидуальной работы является динамическое наблюдение и контроль взрослого за волевым поведением ребёнка. В системе индивидуальной работы следует отметить ежедневный контроль успеваемости и посещаемости нашими воспитанниками школьных занятий, что позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях и предотвратить пропуски занятий по неуважительным причинам.
На начальном этапе индивидуальной работы является важным установление контакта с несовершеннолетними и мотивирование его на участие в работе. Дети соглашаются на общение только тогда, когда интересен сам процесс и когда они чувствует, что их воспринимают как полноправных участников взаимодействия. В основе работы должны лежать принципы диалогического общения. Особенностью такого контакта являются партнерские отношения с несовершеннолетними с целью совместного изучения конкретной ситуации и путей ее разрешения.
Целью групповой работы является формирование навыков конструктивного взаимодействия и адаптации в социуме. Основной формой групповой работы, используемой в профилактической работе нашего отделения, является тренинговое занятие.
Тренинговые занятия проводятся в рамках игровой и учебной деятельности, они подразумевают участие всей группы и режим коротких встреч. Тренинговые занятия отличаются отсутствием строгого порядка работы и высокой психологической безопасностью.
Эффективным методом в работе с несовершеннолетними, предупреждающим самовольные уходы, является арт–терапия. Данный метод построен на использовании искусства как символической деятельности. В работе с нашими воспитанниками используется как игротерапия, так и сказкотерапия. Терапевтические сказки – это сказки для несовершеннолетних, не столько развлекающие их, но дающие взрослым способ подсказать им, не обижая, выход из различных жизненных ситуаций. В сказках воссоздается аналогичная ситуация, описывается проблема, взгляд со стороны, рассматривается хотя бы один способ ее решения.
Терапевтическая сказка позволяет несовершеннолетнему отделить его проблему, посмотреть на ситуацию в целом. Обычно, несовершеннолетние негативно относятся к советам, которые им дают напрямую, а опосредованный совет воспринимается, как им самим найденное решение. Часто они настолько зацикливаются на своей проблеме, что перестают замечать ситуацию в целом. Именно сказки и психологические игры помогают ребенку переключить внимание с себя и увидеть ситуацию извне. Терапевтические сказки мы не только читаем, но и обсуждаем после прочтения, задаем вопросы: «Как герой мог поступить еще в этой ситуации?», «Что можно исправить?», «Что сделал герой не так?» и т.д.
В качестве терапии специалисты нашего отделения применяют прикладные виды искусства. Дети выполняют задания на определенную тему с заданным материалом: рисунки, лепка, аппликация, оригами и т.д. Специалист предлагает несовершеннолетним задания на произвольную тему с самостоятельным выбором материала. Применение рисуночной терапии буквально незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, а также при низком уровне развития игровой деятельности, отсутствии игровых мотивов и интереса к игре. В подростковом возрасте потребность в самовыражении и утверждении своей идентичности приобретает особую значимость.
Причем, чем меньше педагог вмешивается в художественную деятельность детей, тем выше полученный терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения эмпатии, взаимного доверия и принятия.
Профилактическая работа по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних должна проводиться системно, совместно со всеми субъектами профилактики. Когда несовершеннолетний самовольно покидает учреждение, общая цель всех специалистов учреждения предотвратить тот вред, который может получить ребенок и вернуть ребенка в безопасное место настолько быстро, насколько это возможно, работая над этой задачей, развивая партнерство с различными учреждениями и местным сообществом, делясь информацией, и совершенствуя управление. Специалистам необходимо взаимодействовать для того, чтобы последовательная и гармоничная обратная связь была дана несовершеннолетнему по его возвращению с целью снижения риска повторных уходов.
|