Недалеко то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе.
Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса. Посмотрите, как подчас легкомысленно, пренебрегая элементарными нормами поведения, мы можем выбросить пластиковую бутылку, стаканчики. И так делают многие, причем все это происходит на глазах у детей.
Экологическая культура поведения формируется на основе знаний, практических навыков, эстетических переживаний. Дети должны научиться сопереживать живым существам: живому больно, его надо любить, убивать животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем.
В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Наблюдение является основным методом, так как систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит решению одной из важных задач умственного воспитания.
Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, также используются несложные опыты. Например, чтобы доказать необходимость тепла для роста растений и уточнить эти знания, ставим опыт: помещаем два одинаковых растения в разные условия (одно – в теплое место, а другое - в прохладное) и в течение нескольких дней наблюдаем с детьми за изменениями в их развитии. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
В экологическом воспитании широко используются разнообразные игры. Игры дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе.
На занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми можно использовать рассказы о природе. Основная цель этого метода – создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы. Рассказ используется и для того, чтобы сообщить детям о новых, неизвестных им фактах.
Чтение художественного произведения детям помогает специалисту обогащать их знания, учить глубже всматриваться окружающий мир, искать ответы на многие вопросы. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации. Это помогает воспитывать этические представления: любовь и бережное отношение к природе. После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах.
Метод проектов даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка. Наблюдения на занятиях и экскурсиях проводятся в тесной связи с работой в повседневной жизни.
В данном случае – это теплица, расположенная на территории нашего центра. Разнообразный труд в теплице доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней.
Трудясь в теплице, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. В процессе труда у детей формируются знания о растениях, они наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, рыхление, сбор семян и урожая и т.д.). Эта работа оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи.
Работа с родителями - одна из важнейших форм экологического воспитания. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются различные формы: привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в теплице, озеленение территории комплексного центра, оформление наглядной информации экологической направленности для родителей, совместные досуги, праздники, викторины, мастер-классы и т.д.
Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия специалистов и семьи, помогает создать более благоприятную обстановку в семье.
А в заключение хочется сказать, что самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность специалиста, умение заинтересовать, пробудить у детей и их родителей желание любить, беречь и охранять природу!
Специалист по работе с семьей
Ганичева Александра Геннадьевна. |