|
«Стучаться ли в закрытую дверь?
Личное пространство подростка»
|
психолог отделения для несовершеннолетних
Полежаева С.В.
Личное пространство – право, которое закреплено за каждым человеком. Лишаясь личного пространства, человек лишается самого себя, так как развитие человека происходит по сценарию других людей.
Если до 10 лет у ребенка так и не появилось своего личного пространства, то самое время родителям задуматься на эту тему, так как цель подросткового возраста – это психологическое отделение от родителя. Раньше ребенок воспринимал родителя как сильного взрослого, который во всем прав и родитель был для него основным проводником в этот мир, человеком, который показывает, как этот мир устроен и по каким правилам надо в этом мире жить. Теперь задача ребенка сделать очередной важный шаг к самостоятельной жизни, а именно отделиться от взрослого и понять свою индивидуальность.
Когда родители организуют ребенку отдельную комнату, они тем самым помогают ему понять что-то о себе, построить свой личный мир. Мир, в котором ребенок может спрятаться от всех проблем, побыть наедине сам с собой, отдохнуть, набраться сил, поругаться на всех, поплакать, в общем, не боятся проявлять себя. В своей комнате ребенок может создать свой личным мир и жить там по своим правилам. Возможно, многих родителей это напугает, а вдруг он станет неуправляемым, если будет жить по своим правилам. Вдруг у него там будет беспорядок, он перестанет нас слушаться. Послушный ребенок — мечта многих родителей. Но только мы забываем, что когда ребенок вырастет, ему придется самостоятельно жить в этом непростом мире. И если он будет очень послушным, то сможет только выполнять указания других, им будет легко манипулировать, то есть управлять, и он никогда не сможет принимать самостоятельные решения, всегда будет зависимым от чужого мнения. Личная комната — это первое пространство, которое подросток учится структурировать, он сам решает, где у него, что будет находиться и тем самым решает важную личную задачу: становление своих приоритетов. Что важнее, для него как для личности: музыка или школа, футбол или компьютер. Организуя свое пространство, подросток отвечает сам себе на важнейшие задачи личности. Как я хочу жить в этом мире? Какой я? Как я смогу жить один, без родителей?
Часто родители обеспокоены беспорядком в комнате ребенка, и даже отказываются ему ее выделять, ссылаясь на то, что подросток не способен ухаживать сам за собой, куда уж ему справиться с комнатой. Но хозяин своих вещей, как правило, знает, где у него что находится, таким образом, у него своеобразный порядок. Подростковый возраст — это так же бурный гормональный всплеск, сопровождающийся активным ростом и созреванием внешних половых признаков. Тело постоянно меняется, развивается сексуальность. И здесь значение отдельной комнаты нельзя переоценить. Подростку важно рассмотреть себя, принять, почувствовать все, что изменилось в нем или в ней. Принять свое тело, понять какой я внешне, принять свои изменения, свою проявляющуюся мужественность или женственность, очень непростая задача этого возраста. И здесь без отдельной комнаты очень сложно. Должно быть место, где ты один на один с этим меняющимся все время телом.
Чем опасно отсутствие личного пространства? Если у ребенка нет своего закутка, своей комнаты, то он (или она) как бы все время на виду у всех домашних. Чтобы подросток не сказал, чего бы он не сделал, его всегда увидят. Даже если мамы или папы не было дома, когда они придут, то с легкостью по мелким деталям смогут определить, чем занимался их ребенок. Выход один — не проявлять себя никак или проявлять себя только на улице. Ребенок избегает говорить о чем-то важном, старается стать незаметным, уходит в другую реальность (компьютерные игры). Каждому человеку нужно пространство, в котором он будет чувствовать себя в относительной безопасности, куда можно спрятаться от сложного и непонятного мира, свой микромир, в котором можно жить по своим правилам. Если такого пространства нет, то нет места, где подросток отдыхает и восстанавливается от «чужих глаз», нет места, где он чувствует себя в безопасности, нет места, где может проявить свою индивидуальность (пусть в том ракурсе, который не нравится родителям, но только его индивидуальность), психическое развитие ребенка будет затормаживаться. Ему сложно будет зарабатывать свой авторитет.
Наличие отдельной комнаты или личного пространства дает ребенку следующее:
- Формирование устойчивых психологических границ.
- Ценность и уникальность его внутреннего мира.
- Отдых и восстановление ресурсов.
- Чувство безопасности.
- Умение проявлять себя.
- Познание и принятие своего тела.
- Встречу со своей сексуальностью.
- Умение структурировать пространство вокруг себя и свой внутренний мир.
- Самоуважение.
- Профилактику девиантного поведения.
Важная роль родителя в этом возрасте — это признание за ребенком, если не равного взрослого (подросток пока не может сам себя обеспечить), но личности, мнение которой уважается, внимательно выслушивается, с которой считаются. Выделяя ребенку отдельную комнату, родители как бы сообщают ему о том, что он уважаем ими, что родители уважают его внутренний мир и ценят его личность. Это будет профилактикой попадания подростка в девиантную группу, то есть в группу людей с разрушающим поведением (наркотики, алкоголь, преступность). Подросток, не получивший признание и уважение дома, будет искать его на улице и будет игрушкой в руках людей, которые легко манипулируют другими, создавая дешевый авторитет (например, выпил стакан водки – круто, разбил витрину – смело и так далее). Уважение и поддержка родителя сделает ребенка устойчивым к таким манипуляциям.
Безусловно, в период подросткового возраста родителям гораздо сложнее предостеречь ребенка от бед, нежели это было ранее. У ребенка к подростковому возрасту уже сформирован определенный круг друзей и интересов, которым он уделяет значительный отрезок времени. И, если круг общения подростка или его предпочтения приходятся родителям не по душе, тогда и начинается тотальный контроль. Родители, стремясь, как и раньше быть в курсе всех событий в жизни подростка, начинают наглым образом вторгаться в личное пространство ребенка, что включает в себя: чтение писем; подслушивание звонков; проверка маршрута; проверка карманов одежды; вторжение безо всякого повода в круг общения подростка и т.п. Родители считают, раз они несут полную ответственность за своих детей, и поэтому вправе планировать жизнь подростка до мелочей. При этом родители совершенно забывают, что ребенок вырос и должен учиться самостоятельно принимать ответственные решения, способные повлиять на всю его дальнейшую судьбу. Как результат, чрезмерная забота о ребенке приводит к тому, что во взрослой жизни человек становится застенчивым и робким, не способным быстро принять верное решение, не обладающий силой воли и крепким характером. Такой человек будет все время ждать, пока кто-нибудь даст ему правильный ответ на интересующий его вопрос, но он никогда не станет принимать решение самостоятельно. Это происходит в случае принятия подростком “правил игры”, установленных родителями, и смиренное отношение к тотальному контролю жизни подростка со стороны родителей. Но что же происходит, если ребенок оказывается категорически против того, чтобы родители вторгались в его личное пространство, но они все же делают это? Подросток становится очень агрессивным либо, напротив, чрезмерно замкнутым в себе. Для того, чтобы предотвратить появление в ребенке агрессивного поведения, родителям следует показать ребенку, что его мнение принимается и ценится ими. Поэтому, прежде чем принять решение, которое напрямую будет касаться ребенка, следует посоветоваться с ребенком и принять решение, учитывая его мнение. Если же родителю необходимо запретить ребенку что-либо, это следует делать не в резкой и категоричной форме, а при помощи приведения ребенку наглядных примеров.
Итак, что же следует делать родителям для того, чтобы их отношения с детьми всегда оставались благоприятными:
- Никогда не решайте все за ребенка. Если вопрос, который рассматривается в рамках семьи, напрямую касается ребенка, вы в обязательном порядке должны спросить его мнения. Советуясь с ребенком, вы строите взаимоотношения с ним на принципах сотрудничества и доверия, а не на основе подчинения.
- Не посягайте на личные вещи ребенка. У каждого из нас есть свои личные вещи – вещи, которыми мы вправе распоряжаться на свое усмотрение. Мы может эти вещи подарить, потерять либо сломать, и нам не будет за это ничего плохого. Дети в этом плане обладают такими же правами, как и взрослые. У подростка должны быть его личные вещи, доступ к которым имеет только он один. Если ваш ребенок просит что-либо купить ему, вы можете отказать ему в просьбе, однако, если вы все же купили вещь, вы не можете отнять ее у подростка. Также ни в коем случае не следует упрекать ребенка в том, что все, что у него есть, куплено на ваши деньги.
- Уважительно относитесь к личному времени подростка. Уделите ему пару часов в день для того, чтобы он смог заняться исключительно своими делами. В его личное время не тревожьте и не отвлекайте ребенка просьбами о помощи в уборке либо в походе в магазин. Если вы позволите ребенку иметь свое личное время, он с меньшей вероятностью будет убегать из дому для того, чтобы иметь свое личное время. Самое важное, когда чувство личного пространства начнет формироваться в ребенке, не подавить в нем истоки самостоятельности. Зачастую чтобы избавить ребенка от проблем, сперва, следует поговорить с самим ребенком о том, что его тревожит. Однако далеко не каждому ребенок готов открыть тайны своей души, даже своим родителям. А поэтому, чтобы ребенок все же проявил открытость и стремление к общению с вами, следует дать ребенку понять, что вы уважаете его мнение и прислушиваетесь к нему.
|