С каждым годом отмечается рост числа детей, находящихся в социально - опасном положении, наблюдается ухудшение психического и физического здоровья подрастающего поколения, увеличение социального сиротства, безнадзорности и беспризорности, преступности и наркомании. Одной из причин такого положения является неумение детьми разумно организовать свое свободное время.
Как правило, в отделение для несовершеннолетних поступают дети из неблагополучных семей. Для большинства из них были недоступны самые необходимые услуги в сфере досуга, спорта, культуры, так как их родители, как правило, ведут асоциальный образ жизни. В этих семьях обычно нет того, чем мог бы заполнить своё свободное время ребенок, а самое главное нет совместной деятельности, общения с родителями. Большинство наших воспитанников были отвергнуты родителями и предоставлены сами себе. Чувство одиночества, вседозволенности, бесконтрольности, выталкивало их на улицу, где они получали большой негативный жизненный опыт. Именно такое время провождения приводит к созерцательному пассивному образу жизни, что превращается в привычку, норму. У воспитанников отсутствует культура использования свободного времени.
Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов педагогического воздействия на подростков с девиантным поведением. А именно, такими средствами обладает культурно-досуговая деятельность.
Воспитание культуры использования свободного времени детьми – важнейшая задача. И в решении этой задачи ответственную роль играет специалист отделения. Разумно организуя досуг детей, прививая им умения и навыки организации досуга, мы не только повышаем эффективность воспитательного процесса, но и создаем необходимые предпосылки для того, чтобы процесс развития личности был максимально продуктивным и в зрелые годы человека, в те годы, когда он совершенно самостоятельно организует процесс своего общения с людьми, с миром науки, искусства, культуры, природы, окружающей действительностью.
Культурно-досуговая деятельность применяется в работе со всеми несовершеннолетними, проходящих реабилитацию в центре. Самыми распространенными формами организации культурно-досуговой деятельности воспитанников являются: игры, викторины, праздники, оздоровительные мероприятия, театрализованные представления в отделении с участием детей и родителей, прогулки – экскурсии, а также творческие конкурсы. Нужно отметить, что привлечение детей «группы риска» на участие в данных мероприятиях задача не простая. Связано это с низкой мотивацией детей на успех или на самовыражение, педагогической запущенностью. Чтобы поддержать интерес, необходима индивидуальная работа с каждым ребенком.
Следует учитывать, что интересы подростков постоянно меняются, происходит их переоценка, изменяется целевая направленность. Поэтому планируя досуговую деятельность наши, педагоги стараются максимально разнообразить формы проведения свободного времени подростков. Особое внимание уделяется тому, чтобы ребёнок научился максимально эмоционально, насыщенно представлять будущее, последствия своих поступков для себя и окружающих.
Но как говорится, «Один в поле не воин», поэтому наш центр постоянно сотрудничает с Добровольческим клубом «Действуй!», клубом байкеров «Ночные волки», сотрудниками МО МВД России «Полярнозоринский», командой местного отделения ВПП «Единая Россия», которые не забывают воспитанников, даря им праздники и подарки.
Таким образом, культурно-досуговая деятельность, применяемая с целью социальной реабилитации детей, изменяет эмоциональное состояние ребенка, поднимает настроение, стимулирует активность и вызывает желание добиваться успеха, повышает самооценку и развивает творческие способности, а дружественная, непринужденная атмосфера, воздействуя на эмоциональное состояние детей и родителей, способствует их сплачиванию, помогает справиться с внутренним напряжением и тревожностью, а также снизить уровень агрессии.
Специалист по социальной работе
ГОАУСОН «Полярнозоринский КЦСОН»
Богданова Е. К. |