|
Ключи к человеческой душе
|
Меня всегда интересовали взаимоотношения между людьми, их чувства и эмоции. Не случайно я выбрала работу, где эта тема особо остро прослеживается. Сколько существуют людей, столько и отношений: между родными, близкими, поколениями. И не всегда они хорошие. Но мы ведь работаем чаще всего с теми, кто не окружён любовью и вниманием. Поэтому и встречают нас по-разному: кто-то с радостью: «Здравствуй милая», а кто-то с мрачным, недоверчивым видом. Одним приходится прощать грубость, а другие относятся к тебе как к самому родному человеку.
Французский физиолог П. Лонже пишет: «Старики чувствуют, что земное призвание их выполнено: им кажется, что каждый думает это о них и попрекает их за то, что они ещё занимают место на земле; отсюда их недоверие ко всему окружающему, отсюда также их любовь к одиночеству и неровность настроения…Старики мрачны и печальны, если они не окружены детьми и внуками, которые любят в них прошлое и прощают настоящее».
Учёные доказали, что только радостные и светлые чувства делают нас здоровыми. Считаю, что здоровый дух – здоровое тело. Стать проводником этой идеи – моя жизненная установка, для того чтобы жизнь моих подопечных менялась в лучшую сторону.
Я знала, что «живая работа » с людьми интересна, но не подозревала, что она может быть такой увлекательной, а порой и сложной, где необходимо мобилизовать все человеческие качества и построить, может быть, пока хрупкий мостик между социальным работником и человеком, нуждающимся в помощи.
Каждый день социального работника – особенный. Приходить к подопечным нужно только с хорошим настроением и улыбкой на лице, оставив все свои проблемы за дверью. Чтобы стать хорошим специалистом в глазах моих подопечных, мне было мало оказывать помощь на простом, бытовом уровне. При всей кажущейся простоте выполняемых услуг, моя профессия требует, в первую очередь, высокого уровня гуманности, порядочности, развитую интуицию, терпимость и чуткость.
Все задачи, стоящие передо мной, решаются посредством общения. Вспоминая свой трудовой путь, я могу честно признаться, что не всегда сразу получалось стать именно тем человеком, которому пожилые люди захотели бы рассказать свои маленькие секреты, поручить ответственное задание. Например, часто мои подопечные не воспринимали меня всерьез в силу моего молодого возраста. Но зная, что в каждом человеке есть что-то особенное, я искала определенный подход, ключик к доверию.
По началу возможно я совершала ошибки, терпеливо пытаясь доказать свою точку зрения, что нередко приводило к недопониманию. Со временем я осознала, что не стоит навязывать свое мнение, ведь каждый человек имеет право на выражение собственных мыслей. Я начала работать над собой, училась выслушивать других, понимать, что часто за раздражением людей скрываются истинные проблемы, такие как одиночество, немощь, болезнь. Главное – не поддаваться негативному отношению к пожилым людям. Я поняла, что нужно дать человеку высказаться, даже если время посещения ограниченно, ведь это порождает между нами дружбу и доверие, основанные на взаимном уважении. Создавая доброжелательную обстановку, я легко и эффективно могу решать все поставленные передо мной задачи.
Подходя к входной двери очередной бабушки, я уже заранее продумываю, с чего начну разговор. Узнав за годы работы характер человека, легко настраиваюсь на волну настроения каждого, чтобы избежать неприятных ситуаций. Понимаю, что у каждого, кому я должна и хочу помочь, своя судьба, свои проблемы.
Уже два года я посещаю Марию Егоровну. Она ждет с самого утра, когда я принесу ей свежие продукты, расскажу текущие новости. С первого дня знакомства мы нашли с ней общий язык. Мы всегда можем поделиться своими маленькими тайнами, зная, что обязательно услышим теплые слова поддержки в свой адрес. Для меня очень важно, что в её лице я обрела мудрого собеседника.
Противоположная ситуация складывается у меня с другой подопечной: Зоей Дмитриевной. Ее настроение трудно предугадать. Частые конфликты с сыном отражаются на наших с ней отношениях, когда весь накопленный негатив «выливается» на меня. Но, даже в этой ситуации, я нахожу в себе силы улыбнуться, рассказать веселую историю, тем самым отвлекая ее от плохих мыслей.
Часто мне приходится бороться с собой, учиться планомерно выполнять работу, рассчитывать свои силы, не бросаться выполнять все, чего бы не попросили мои бабушки. Понимая, что спешка в делах и желание быть лучше всех приведет лишь к увеличению ошибок и критике подопечных. А я хочу качественно выполнять возложенные на меня обязанности, получать радость и удовлетворение от работы и общения с пожилыми людьми.
Я благодарна своим подопечным за те уроки жизни, которые они мне дают, сами того не осознавая, ведь многие из них, несмотря на свой преклонный возраст, обладают ясным умом и мудростью. Благодаря им, я совершенствуюсь, в чем-то беру с них пример. Именно забота о пожилых людях помогает мне самой переносить огорчения и беды, делает меня сильнее и мудрее, открывая передо мной огромное профессиональное пространство, где я смогу проявить свои лучшие качества.
Человек одинок тогда, когда ключ в дверь вставлен с его стороны. Я не хочу жить в мире, где есть одинокие люди, поэтому ищу и нахожу те ключики, которые помогают мне открыть двери навстречу человеку, нуждающемуся в заботе и внимании.
Люди могут забыть, что я сказала… Могут забыть, что я сделала. Но никогда не забудут, какими чувствами и эмоциями я наполнила их жизнь!
Социальный работник ОСОНд
Трешина О.А. |