|
Как избежать конфликтов в детском коллективе
|
Разногласие, спор, конфликт… Мы часто сталкиваемся с ними в повседневной жизни, на работе, в школе, на улице, в транспорте, в семье. Проблема конфликта между родителями и детьми или её ещё называют «Проблема отцов и детей», одна из древнейших на земле. Ведь ещё Сократ в 5 веке до нашей эры говорил: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей».
Понятно, что конфликты всегда существовали, существуют, и будут существовать, они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений. Поэтому социально значимой задачей для специалистов отделения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, является организация совместной деятельности с детьми по предупреждению конфликтов, которая строится по следующим принципам:
- добровольность;
- активность ведущего взрослого;
- предупреждение открытых конфликтов между детьми;
- безоценочность;
- безопасность.
Работа по предупреждению конфликтов в детском коллективе ведется на 2 уровнях:
1 уровень – это профилактика, которая заключается в создании атмосферы взаимодействия, когда каждый ребенок постепенно понимает, что нужно строить нормальные человеческие отношения со всеми окружающими.
2 уровень – это работа по поводу каждого конфликтного случая.
В ходе первичного социального обследования у детей школьного возраста выявляются различные проблемы:
- снижение уровня обучаемости;
- низкая самооценка;
- неуверенность в себе;
- недоверие к окружающим;
- рассеянность;
- тревожность;
- агрессивность или изолированность от коллектива.
Причины проблемных ситуаций, возникающих у детей:
- социальная изоляция;
- стрессовая, конфликтная ситуация;
- полнейшее безразличие со стороны родителей к судьбе собственного ребенка;
- выделение одного из детей в семье, предвзятое отношение;
- распространение физического наказания (зачастую к этому прибегают родители, с которыми в детстве тоже жестоко обращались).
Это так называемые социологические, ситуационные и психологические причины, возникающие в семье.
А в детской среде, непосредственно в детском коллективе, преобладают следующие социологические и психологические причины:
- негативное воздействие средств массовой информации (пропаганда насилия и жестокого обращения к детям);
- травля или буллинг – особый вид психологического насилия в детской среде, в результате которого у ребенка в первую очередь страдает эмоциональная сфера – возникает эмоциональное напряжение, снижается самооценка, появляются беспокойство и тревога, создается проблема в налаживании межличностных взаимоотношений.
Дети бывают порой необоснованно жестоки и поводом для издевательств может послужить любая особенность, а именно:
- физические недостатки (ношение очков, двигательные нарушения);
- особенности поведения (замкнутость, импульсивность);
- особенности внешности;
- неразвитые социальные навыки;
- отсутствие опыта жизни в коллективе;
- болезни (речевые нарушения);
- низкий интеллект и трудности в обучении;
- национальная принадлежность.
Со стороны детей – всевозможные способы воздействия:
- высмеивание;
- присвоение кличек;
- бесконечные критические замечания;
- унижение;
- объявление бойкота, то есть отказ от общения с жертвой, в результате ребенок отторгнут и находится в изоляции.
Выявив проблему ребенка, определив ее причину, специалист назначает для себя цели и задачи, которые необходимо решить в процессе работы с ребенком. Составляет индивидуальную программу реабилитации, где планируются конкретные занятия по различным видам деятельности (коммуникативная, учебно-познавательная, ценностно-ориентировочная, игровая), в которых нуждается ребенок.
В разработанной мною программе я планирую как индивидуальные, так и групповые занятия по социально-нравственному воспитанию, которые способствуют предотвращению конфликтов внутри детского коллектива. И начинаю с детей дошкольного и младшего школьного возраста, потому что то, что мы заложим в душу ребенка сейчас, обязательно проявится позднее, скажется на его и нашей жизни. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности, закладывается именно в дошкольном возрасте, в возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.
Цикл занятий «Азбука общения» на основы коммуникации состоит из 3 блоков:
«Я и моя семья» (Темы занятий: «Кто я такой», «Я среди людей», «Самый дорогой человек», «Привычки хорошие и плохие»). В процессе занятий развиваются самосознание ребенка, чувство собственного достоинства, стремление совершать хорошие поступки, оказание помощи ребенку в оценке значимости семьи в его жизни;
«Мир взрослых» (Темы занятий: «Почему взрослые хмурятся?», «Мы и взрослые», «Легко ли человеку быть одному?», «Хорошие качества людей»).
В ходе этих занятий решаются следующие задачи:
- научить детей видеть связь между своими поступками и чувствами взрослых;
- сформировать представления о разных способах поведения по отношению к старшим (помочь, попросить прощения);
- развивать способность замечать эмоциональное состояние окружающих.
«Среди сверстников» (Темы занятий: «Мальчики и девочки», «Почему бывают драки?», «Легко ли быть справедливым?», «Зачем нужен друг?», «Учусь сочувствовать»).
На этих занятиях дается представление о детях разного пола, дети знакомятся с нормами общения в коллективе, необходимостью считаться с мнением других, подчиняться общим правилам, учатся сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, различать обман и выдумку. В ходе занятий используются коммуникативные игры и различные ситуации для общения, развивающие упражнения, дидактические игры.
C детьми среднего школьного возраста и подростками планируются и проводятся занятия по воспитанию коммуникативной культуры. В своей работе я широко использую материал программы «Навстречу». В этой программе заложен цикл занятий и мероприятий по профилактике конфликтных отношений в детском коллективе. На занятиях подростки получают знания о том, как правильно общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.
Данный курс помогает:
- наладить адекватные межличностные взаимоотношения подростков и закрепить навыки бесконфликтного общения на разных уровнях;
- мотивировать учащихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков, скорректировать собственное поведение и укрепить чувство собственного достоинства;
- способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе и укрепить уважение к окружающим.
В процессе подготовки и проведения занятий используются следующие методы и формы работы:
- беседа;
- ролевая игра;
- коммуникативные игры и упражнения («Ласковое имя», «Кто я?», «Дневник радости», «Поводырь», «Подарки», «Доброе животное» и др.);
- методы самовыражения (в рисунке, в создании образа – упражнения «Страна Икс», «Рисуем чувства», «Психологический портрет друга» и др.);
- двигательные упражнения («Дождь», «Веселое приветствие» и многие др.).
В результате проведенных занятий дети пришли к выводу, что большинство конфликтов можно решить на основе компромисса, что в общении большое значение и силу имеет слово. Вовремя сказанное, оно может предотвратить ссору, погасить конфликт в самом его начале:
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздробить
Оно одарит, иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Специалист по социальной работе
отделения для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации
Ганичева А.Г.
|