«Искусство наказывать и прощать»
Сегодня многие родители, учителя, воспитатели воскрешают в памяти «добрые старые времена», когда дети были послушными и беспрекословно выполняли наши просьбы. Современные дети требуют к себе уважения и демократического подхода, не признают строгих ограничений и принудительных мер и, если их продолжают воспитывать по старинке, применяя традиционные методы «кнута» или пряника, то отношения с родителями и педагогами накаляются, дети становятся агрессивными, скрытыми, неуправляемыми. А мы – взрослые зачастую даже не осознаем, почему нам так трудно общаться с собственными детьми.
Дети постоянно нуждаются в одобрении, подтверждении того, что они хорошие и достойны любви. Смысл этих слов заключается в переживании удовлетворения, радости, вызванных признанием его усилий, стараний, достигнутых результатов. Поощрение вселяет у детей веру в себя, вызывает у них бодрость, прилив энергии, желание поступать хорошо. Жизненный опыт у ребенка мал, поэтому он склонен искать поддержку у родителей.
Воспитывает ребенка не столько отрицательное, сколько положительное. В раннем детстве малыш получает положительное подкрепление от матери, видя ее радостную улыбку, слушая ее нежный голос, ощущая прикосновения заботливых и ласковых рук. Но, когда дети подрастают, родители начинают думать, что более действенны запреты, порицания, замечания, наказания.
П.Ф. Лесгафт говорил, что роль любящего слова велика и с ним не может сравниться никакое наказание. Если же без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять доктор медицинских наук, доктор психологических наук, автор научных работ и популярных книг по психологии и медицине Леви В.Л.:
- Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, ребенок заступился за слабого и ударил обидчика.
- Основанием для наказания могут быть только совершенные безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.
- Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.
- Наказания не должны быть слишком частыми, т.к. дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.
- Следует учитывать срок давности поступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках – ни слова.
- Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болеет, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.
- Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.
- Следует отказаться от наказания, когда родители огорчены, расстроены, больны.
- Наказание не должно вредить здоровью.
- За один поступок – одно наказание.
- Важно не переборщить, знать меру. Угрожать тем, что родители не смогут исполнить, не имеет смысла.
- Говорить: «НЕТ» и запрещать.
- Не замечать: отсутствие реакции помогает в основном в тех случаях, когда ребенок капризничает или впадает в гнев.
- Если ваш ребенок совершенно не может более управлять собой, вы можете его изолировать, оставив на время одного, но не более 5 минут, и обязательно объясните, почему вы это делаете, но не вступайте с ним в дискуссию.
Очень важно продолжать обращать внимание на хорошие поступки, которые совершают дети, говорить им комплименты, и тогда они будут делать это чаще.
Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу ребенка, вызвать у него чувства вины, раскаяния, стыда огорчения. Наказание – сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности. Родителям нужно научиться: не спешить с выводами, не унижать ребенка, не кричать на него, не оттачивать на детях свое остроумие. Наказание должно быть педагогически оправданным. Физические наказания не допустимы.
Таким образом, если поощрение использовать правильно, то оно может стать мощным фактором формирования познавательной, социальной активности у детей, особенно в младшем возрасте, когда у ребёнка мал жизненный опыт, или его нет вовсе, не сформировано самосознание, слабы психические процессы. Положительные эмоции очень сильно способствуют активизации любой деятельности, в том числе и познавательной. Поэтому ребёнок в любом возрасте нуждается в одобрении и признании, так как чувство удовлетворения, которое вызывает поощрение, намного сильнее, чем чувство обиды и раздражения, вызванного наказанием. Поощрение побуждает ребёнка к дальнейшей активной деятельности.
Психолог отделения
для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации,
Полежаева С.В. |