Специалист по работе с семьей
отделения для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации
Бруева В.И.
В широком смысле инновационные формы организации досуга особая смысловая конструкция, предназначенная для характеристики целенаправленных изменений во внешней структуре досуга, связанных с видоизменённым сочетанием известных форм досуговой деятельности, адаптацией их к современным реалиям, а также с созданием новых, но уже утвердившихся в повседневной практике видов. Появление инновационных форм организации досуга несовершеннолетних продиктовано прежде всего потребностями самих несовершеннолетних. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе.
Одна из моделей систематики инновационных форм организации досуга несовершеннолетних, вбирает в себя три основных блока:
- 1-й блок — традиционные обобщённые формы организации досуга (массовые, индивидуальные, групповые, коллективные).
- 2-й блок — инновационные внешние формы организации досуга (примерные образцы: «библионочь», «тотальный диктант», компьютерные игры, мультижанровый лонгфестиваль, квест, велокарнавал, уличный перформанс, интернет конкурс, виртуальные экскурсии, художественные, книжные ярмарки, фейерверк, цифровые выставки, флешмоб и другие формы).
- 3-й блок — инновационные латентные формы организации досуга (досуговые занятия по систематизации знаний в сфере медиаграмотности и других направлений досуга; досуговые занятия по обобщению социального и культурного опыта в области добровольческой деятельности; досуговые занятия по усовершенствованию художественных, спортивных, хореографических умений и навыков; интегрированная форма досуговых занятий).
Многообразие форм и видов досуговой деятельности позволяет нам лишь кратко охарактеризовать единичные, наиболее интересные образцы инновационных форм организации досуга.
«Библио - ночь» — социально - культурная акция образовательного, просветительного и развивающего характера; масштабное сетевое событие. В основе организации находятся специальные проекты: детские, молодёжные и др., в рамках которых внимание уделяется популяризации чтения, поиску новых форматов проведения свободного времени в библиотеках, музеях, выставочных комплексах, книжных магазинах, арт - кафе и т.д. Сетевое взаимодействие и соорганизация различных площадок для проведения качественных культурных мероприятий позволяют ощутить масштабность оригинальных форматов. Среди них: театрализованные прогулки в рамках экскурсий, спектаклей, акции по свободному обмену книгами, мастер – классы, встречи – диалоги с деятелями культуры и искусства города.
Волонтерский пикник – сезонно проводится в парках культуры и отдыха, лесопарках, природных парках, усадебнопарковых комплексах, на побережьях рек, озёр. Целевое предназначение волонтёрского пикника — расширение возможностей использования теоретических знаний для решения практико ориентированных задач, связанных как с защитой окружающей природной среды, так и сохранением культурного ландшафта на определённой территории; овладение волонтерами – детьми прежде всего организационной системой средств при создании локального социо – культурного пространства; развитие творческих способностей при участии в мастер – классах, конкурсах (например, авторской песни у костра).
Квесты – это интеллектуальные игры. Типология квестов различается по уровню сложности, по продолжительности. Разнообразие тематики предполагает предоставление участникам простора для действий на основе получения только основной информации как начального звена для последующего детального изучения смоделированной проблемной ситуации. Ориентация на выполнение6 интеллектуальных заданий, имеющих увлекательный смысл, оптимизацию поиска выбора вариантов конструктивных решений, связанных с событиями реальной городской жизни, требует проявления аналитических умений и навыков, желания работать в команде, находить решения в нестандартных ситуациях.
Интернет соревнования формируют у несовершеннолетних оценночные суждения об организации проведения конкурсов и достигнутых практических результатах, тем самым утверждая их жизненные позиции, стимулируя к созданию новых социально – культурных отношений.
Электронные книги и журналы – это локальный дистанционный доступ к версиям книг и журналов. Доступ в цифровой форме изменяет вектор познавательной активности несовершеннолетних в сторону большей самостоятельности поискового характера в интернете, стимулирует к постоянному самосовершенствованию в сфере сетевого взаимодействия, тем самым изменяя приёмы организации досуга. Открытость доступа, комфортность хранения на электронных носителях, экологичность делают их привлекательными в качестве ведущего средства получения требующейся информации в структурированном виде.
В пользу электронных выставок как инновационной формы досуга выступает как индивидуальность, так и массовость доступа к экспонатам, отсутствие пространственно – временных ограничений. Усиление положительных эмоций пользователей, возможность моделирования диалогических отношений со специалистами, организаторами выставки в режиме онлайн достигаются за счет использования мультимедийных, дизайнерских и прочих программ.
Ещё одним продуктом современных информационных технологий являются виртуальные культурные сообщества, которые объединяют несовершеннолетних со схожими интересами, тем самым поддерживая их положительный образ «я». Ведущие функции: познавательная, ценностно – смысловая, практико - ориентированная.
Сущность и назначение фейерверочного представления как праздничного досуга сводится к индивидуально – коллективной организации зрелищности. Участие в таких представлениях вызывает целый спектр положительных эмоций, позволяет находить единомышленников, совместно с которыми переживаются эстетические чувства относительно конкретных фрагментов представления.
Очевидно, что формула успешного проведения досуга включает в себя не один компонент. Среди прочих важным является умение организатора адаптировать любой вид досуговой деятельности как под собственную рабочую группу, так и под условия проведения досуга, выбрать масштаб проведения мероприятия, интегрировать наиболее эффективные элементы различных видов проведения досуга в мероприятие максимально удовлетворяющее возрастным запросам, ценностным приоритетам и способам самовыражения несовершеннолетних. |