Главная | Регистрация | Вход
Среда, 18.12.2024, 19:11
Приветствую Вас Гость | RSS
АНКЕТА

Независимая оценка качества социальных услуг

Год семьи 2024
Безопасное детство
Здоровье персонала
ДТД
Доступная среда
Меню сайта
Полезные ссылки
  • VI Всероссийский конкурс «Спасибо интернету – 2020» для лиц пенсионного и предпенсионного возраста (50+)
  •  

  • Министерство труда и социальной защиты РФ
  •  

  • Министерство труда и социального развития Мурманской области
  •  

  • Министерство здравоохранения Мурманской области
  •  

  • Государственная служба занятости ГСЗН Мурманской области
  •  

  • ГОКУ "Кандалакшский межрайонный ЦСПН"
  •  

  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  •  

  • Правительство Мурманской области
  •  

  • Портал "Государственные Услуги"
  •  

  • Обучение на сайте по программе «Азбука Интернете» для старшего поколения"
  • Категории раздела
    Статьи учреждения [158]
    Пресс-релизы [72]
    Главная » Статьи » Статьи учреждения

    Девиантное поведение несовершеннолетних, причины и способы преодоления
    16.12.2015, 09:44

     

    Девиантное поведение несовершеннолетних,
    причины и способы преодоления

     

     

    Полежаева Светлана Валерьевна,
    психолог,
    Ганичева Александра Геннадьевна,
    специалист государственного областного автономного учреждения
    социального обслуживания населения «Полярнозоринский комплексный
    центр социального обслуживания населения»

     

     

    Поведение некоторых детей и подростков сильно отличается от поведения их сверстников и обращает на себя внимание нарушением общепринятых норм и правил поведения в семье и обществе. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм, называют девиантным (от англ. – отклонение). Девиантное поведение включает антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки, обусловленные различными отклонениями в развитии личности и ее реагировании. Появление отклонений в поведении несовершеннолетних связано с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения. Чаще всего, девиантное поведение – это реакция детей на трудные обстоятельства жизни.

    В отделении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, Полярнозоринского комплексного центра социального обслуживания населения накоплен богатый опыт работы с детьми и подростками с девиантным поведением. Работа по данному направлению сложная и силами одного специалиста с ней не справиться, поэтому с «девиантными детьми» работают разные специалисты: психологи, специалисты по социальной работе в тесном контакте с учителями школы.

    Девиантным обычно называют поведение детей, вызванное не врожденными факторами, а условиями их проживания в семье. Как правило, основная масса, поступающих в отделение несовершеннолетних, имеет различные нарушения правил поведения. К ним относятся обычные детские шалости, нарушения дисциплины, иногда хулиганские поступки, свойственные детскому возрасту. Под влиянием разбушевавшихся эмоций ребенок, как и взрослый, перестает контролировать свои поступки, способен на безрассудные действия. Ему ничего не стоит нагрубить, ударить, что-то сломать. Девиантное поведение — почти всегда результат неправильного воспитания.

    В какие сложные ситуации попадает ребенок, что особенно травмирует его? Прежде всего, это – обиды, часто повторяющиеся, оскорбляющие самолюбие, насмешки над его родителями и близкими, над ним самим, непринятие в игру или компанию, конфликтные ситуации в семье (родители заняты выяснением отношений и не обращают внимания, что ребенок на это очень болезненно реагирует), все случаи депривации и многие другие причины.

    Девиантное поведение опасно не нарушениями дисциплины. Даже самые значительные нарушения порядка можно пережить. Серьезны последствия, так как подобное поведение очень существенно влияет на формирование характера, который определяет всю будущую жизнь человека. Если такое поведение вовремя не остановить и не подправить, то общество получит неуравновешенного, морально незрелого, подверженного различным влияниям без жизненных принципов и нравственного стержня, слабого, неврастенического человека. Поэтому коррекция поведения – жизненная необходимость, к которой нужно подходить со всей серьезностью и ответственностью.

    Появление всех нездоровых наклонностей следует замечать и предупреждать еще в детском возрасте. Нужны спокойствие, выдержка, твердость, терпение, настойчивость, доброжелательность, аргументированность. Если время упущено, сензитивный период прошел, то результат исправления будет незначительный. Ребенок не виноват в том, каким его вырастили. Вся ответственность целиком ложится на его родителей и педагогов. Без помощи взрослых ребенок не поймет, что калечит свою будущую жизнь, уродует судьбу.

    По степени социальной опасности, а также в зависимости от возрастных особенностей, девиантное поведение детей и подростков подразделяется на следующие уровни:

    • непослушание – наиболее распространенная в дошкольном и младшем школьном возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам, советам педагогов и родителей, нравственным нормам общественного поведения. Может выступать в форме шалости, озорства, проступка;
    • шалость – краткий, эпизодический отрезок поведения ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициатива, изобретательность. Особенностью шалости являются ее положительный тон, переживание огромного удовольствия от сделанного и обязательно дружелюбное отношение к окружающим;
    • озорство также представляет собой эпизод в поведении ребенка, и в нем проявляются выдумка, инициатива, активность. Однако в отличие от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, намеренно, нарочно совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства – досадить, отомстить или получить выгоду для себя;
    • проступок – это уже социально опасное явление. Основное отличие проступка от озорства в его повторяемости и заблаговременной продуманности. Если ребенок повторяет проступки неоднократно, есть все основания говорить о складывающихся у него негативных чертах характера. Чаше всего проступки объясняют возрастными особенностями, неумением ребенка произвольно подавлять свои сиюминутные желания и сознательно руководить поведением;
    • детский негативизм (от лат. – отрицаю) проявляется как немотивированное и неразумное сопротивление ребенка влиянию на него окружающих людей. Бывает активным и пассивным. Пассивный – это один из видов упрямства, выражающийся в отказе от выполнения требуемого действия. Активный – когда ребенок совершает действия, противоположные тем, которые от него ожидаются. По длительности проявления негативизм бывает устойчивым и эпизодическим. Первый длится долго, а второй проявляется лишь временами.

     

    Основные причины возникновения детского негативизма: перевозбуждение нервной системы, переутомление, протест против нечуткого, несправедливого отношения, капризы избалованного ребенка. Основной способ коррекции – это разумная требовательность;

    • упрямство – поведение ребенка, близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям педагогов и родителей. Это вид упорного непослушания, для которого нет видимых, четких мотивов. Упрямство проявляется также и в желании продолжать начатое действие даже в тех случаях, когда становится очевидным, что оно бессмысленно и не приносит пользы. Опасность упрямства в том, что оно порождает детскую лживость, а также может привести к расстройству нервной системы: неврозам, раздражительности, склонности к скандалам, легкой возбудимости. И если такие проявления переходят в хроническое состояние, то в воспитании возникают существенные проблемы;
    • капризы – особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, поступках, в необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем. Внешне проявляются в недовольстве, раздражительности, плаче, двигательном перевозбуждении. Могут быть эпизодическими, но могут превращаться в обычную форму поведения. Причины возникновения: неокрепшая нервная система, преобладание возбуждения над торможением. Капризы возникают в результате переутомления, перевозбуждения, сильных впечатлений. Иногда они обусловливаются усталостью или недомоганием. Но преимущественно капризы – это следствия неосознанной и неокрепшей воли («А я хочу», «А вот буду»).

     

    Главная причина возникновения капризов – неправильное воспитание. Неразумная любовь, захваливание, обожание, отсутствие требовательности, беспрекословное выполнение любых прихотей ребенка не развивают его волю, а наоборот, ослабляют ее, делают ребенка нервным и легко возбудимым.

    Главным направлением деятельности по профилактике капризов на всех возрастных уровнях следует считать укрепление и закаливание нервной системы ребенка, спокойный, без раздражительности тон в обращении с ним, тактичное внушение, стимулирование развития творческих сил и инициативы.

    Коррекция состоит в разумных ограничениях, правильной организации жизни, деятельности, создании здоровой атмосферы, спокойной требовательности, устранении избыточного внимания, включении в коллектив, приучении ребенка ограничивать свои желания, считаться с мнением и интересами других людей. Нельзя угрожать, противопоказано грубое подавление, но вредны и упрашивания.

    Основные методы и приемы коррекции капризов: укрепление нервной системы; отвлечение ребенка оттого, что стало причиной каприза; спокойное игнорирование проявлений капризности; воздержание от прямых действий и наказаний; применение метода естественных последствий, когда ребенку предоставляется возможность пережить последствия своей капризности; спокойная требовательность; отсутствие раздражительности; тактичное внушение; подсказывание правильных действий; поддержка;

    • своеволие возникает как результат развивающейся самостоятельности и волевого элемента в поведении ребенка, его стремление самоутвердиться и неумение избрать для этого адекватные средства. Распространенной ошибкой взрослых в преодолении детского своеволия является чрезмерность, неадекватность силы воздействия, в результате чего они не только подавляют своеволие ребенка, но и, добиваясь абсолютного, слепого послушания, уничтожают в самом зародыше волю ребенка, способность к инициативным, самостоятельным действиям;
    • грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым возникают как результат неправильной реализации ребенком, подростком стремления к взрослости, ложного стыда проявления ласки, послушания. Нередко причинами грубости выступают несдержанность, слабоволие, неумение ребенка владеть собой;
    • недисциплинированность особенно характерна для мальчиков. Она может быть двух видов: злостной и незлостной. К незлостным нарушениям дисциплины, как правило, ведут озорство, шалость. Более опасными являются злостные нарушения дисциплины. Они уже, как правило, не ситуативны и имеют повторяющийся характер;
    • правонарушения. В условиях социальной и педагогической запущенности возможен переход детей и подростков на уровень преступного поведения. Они способны совершать значительные противоправные действия, нарушения и даже преступления — хулиганство, воровство, жульничество, мошенничество, бандитские налеты, грабежи. Особенно тяжелыми и жестокими становятся преступления в составе группы. Перешагнув границы дозволенного, потерявшие контроль над собой, малолетние правонарушители становятся особенно дерзкими. Для профилактики правонарушений и борьбы с ними используются специальные методы.

     

    Разумеется, поведение ребенка может в большей или меньшей степени отклоняться от нормального. Незначительные отклонения есть у всех детей. В различные периоды жизни у детей появляется или исчезает стремление к отклоняющемуся поведению. Специалисты говорят даже о наличии сензитивных, т. е. наиболее благоприятных для возникновения отклоняющегося поведения, периодов. Специалист, работающий с детьми и подростками, должен уметь распознавать, насколько проявляющиеся отклонения опасны для каждого ребенка;

    • аффекты (от лат – сильные эмоции) – это бурно протекающие эмоциональные переживания. Незначительные дополнительные толчки требуются ребенку, чтобы его и без того возбужденное состояние достигло крайней степени, стало аффективным. В состоянии аффекта человек плохо контролирует или совсем не контролирует свое поведение, в результате чего совершаются деструктивные и противоправные действия. Детей, демонстрирующих склонность к аффективному поведению, называют аффективными, иногда истерическими или истероидными.

     

    Аффективные формы поведения вызывают неудачи в учении, конфликты в группе сверстников, со всем коллективом, внутренний конфликт между уровнем притязаний (основанный на преувеличенной самооценке) и тем уровнем, на котором ребенок фактически пребывает, склонность к аффективным формам отношений и разрешения конфликтов.

    Чаще всего у детей возникают тягостные переживания из-за того, что их якобы не признают, ущемляют, недооценивают, к ним несправедливо относятся, придираются. В подобных случаях у них нередко возникают устойчивые аффективные состояния, и на этой основе формируются отрицательные формы поведения. Ребенок переживает постоянную обиду, становится упрямым, грубым, озлобленным, отказывается подчиняться требованиям педагогов, противопоставляет себя коллективу. Обычно в каждом классе имеется несколько детей с более или менее выраженным аффективным поведением.

    Аффективные (аффектные) дети самые трудные для коррекции, так как моментально вспыхивают от малейших не нравящихся им раздражителей и фактически лишают взрослых возможности помочь им. В итоге, все сводится к попытке как можно скорее прекратить начавшуюся истерику и впредь не трогать такого ребенка. Дети понимают это, и некоторые из них начинают злоупотреблять своей склонностью к истерическому поведению, рассматривают его как способ быстрого достижения своих целей.

    Главный способ преодоления аффективного поведения — индивидуальный подход. Индивидуальный подход предполагает умение опираться в воспитательной работе на то положительное, что имеется в личности каждого, даже самого трудного, ребенка, в частности: на его интересы и склонности (любовь к чтению, спорту, музыке, рисованию, природе, животным), на его здоровые нравственные тенденции, на доброжелательное отношение к товарищам, даже на его чувство юмора. Развивая имеющиеся положительные черты, ориентируя на их укрепление поведение несовершеннолетнего, поощряя положительные поступки, можно рассчитывать на успех.

    Индивидуальный подход в отношении трудного, запущенного да еще склонного к аффективному поведению воспитанника, предполагает предварительную разработку плана индивидуальной коррекции после основательного изучения индивидуально-психологических особенностей ребенка. В основе коррекционного воспитания заложено формирование привычки к правильному поведению, т. е. такой привычки, когда ребенок уже не может поступить иначе, когда правильное поведение становится его потребностью.

     

    Необходимо помнить:

     

    • ребенку любого возраста указываются рамки дозволенного, выход за пределы которых не только осуждается, но и наказывается;
    • взрослый должен устранять не последствия, а с причину. С этой целью устанавливается систематический надзор за отклонениями в поведении ребенка с обязательным и своевременным реагированием на возникающие ситуации;
    • действия взрослого должны восприниматься детьми как справедливые («за дело») и соразмерные совершенному проступку. Наказания должны быть редкими, ощутимыми, разнообразными. Неприятные переживания, связанные с наказаниями, – весомее, нежели удовольствие, полученное от совершения дурного поступка. Наказание не должно оскорблять и унижать ребенка;
    • поощрения не должны восприниматься детьми как обязательные за любой их хороший поступок. Награды не должны быть направлены на воспитание у ребенка повышенной самооценки. Удовлетворение, полученное от хорошего поступка, и память о нем могут переживаться детьми сильнее, чем поощрение;
    • мы часто и очень легко сулим нарушителю всяческие угрозы, не имея ни возможности, ни силы, ни желания приводить их в исполнение. Что это воспитывает? Только недоверие и нежелание прислушиваться к нашим словам. Не следует угрожать мерами, заведомо не выполнимыми;

     

     

    Групповые занятия с подростками с отклоняющимся поведением

     

    Темы занятий отражают личные проблемы детей подросткового возраста, поэтому используются в качестве профилактики неблагоприятных процессов, как социальная адаптация несовершеннолетних.

    Цель:

    Формирование навыков эффективного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме. Программа занятий рассчитана на подростков, находящихся в условиях временного пребывания в отделениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

    Количество занятий – 10, продолжительность занятия – 1 час 20 мин. Форма проведения – тренинг.

     

    Предложенные занятия:

     

    • дадут подросткам знания о том, как правильно общаться, тренировку приемлемых способов поведения;
    • помогут наладить адекватные межличностные отношения с окружающими;
    • укрепят уважение к окружающим и чувство собственного достоинства;
    • скорректируют свое поведение;
    • помогут овладеть навыками эффективного общения.

     

    Занятие № 1 «Знакомство»

    Задачи:

    • знакомство с участниками;
    • установление доверительных отношений.

     

    Оборудование: мяч, карточки с именами знаменитостей.

     

    Упражнение «Веселый мяч»

    Участники бросают мяч друг другу, называя имя того, кому передают. Тот, кто получает мяч, принимает любую позу, все остальные воспроизводят ее.

     

    Упражнение «Был бы я…»

    Упражнение направлено на принятие правил групповой работы. «Представьте себе, что сложилась такая ситуация, что вам необходимо перевоплотиться в какой-то объект материального мира, животное или растение. Подумайте и скажите, во что или в кого вы бы перевоплотились? Почему вы сделали такой выбор?»

    Информационный блок

    «На наших занятиях мы будем говорить о вас самих, о ваших отношениях с другими людьми, о целях, которые вы ставите перед собой, о вашем отношении к самим себе. Вы узнаете свои сильные и слабые стороны, научитесь лучше понимать себя и разберетесь, почему вы поступаете так, а не иначе, и что вы можете сделать, чтобы стать лучше. Вы научитесь думать позитивно и поймете, что наша жизнь зависит от того, как мы ее воспринимаем, осознавать собственное отношение к вредным привычкам и т.д. Только вместе мы сможем ответить на разные сложные вопросы».

     

    Упражнение «Кто я?»

    К спинам игроков прикрепляются карточки с именами известных людей, знаменитостей (игрокам они неизвестны). Они ходят, задавая другим игрокам вопросы, чтобы выяснить, кто они и как их зовут. Возможны вопросы типа: «Я жив?», «Была ли я известна своей красотой?», «Ты знаешь меня?» и т. д. Когда игрок выяснит свою «личность», он садится на стул. Упражнение направлено на достижение участниками чувства раскрепощенности.

     

    Упражнение «Спасательная шлюпка»

    Упражнение направлено на групповую сплоченность. «Представьте, что вы все в лодке, в открытом море, и так провели семь долгих дней. Вы очень сильно устали, вас обожгло солнце, запас воды совсем мал, а еды почти не осталось, и если вы не избавитесь хотя бы от двух человек, то умрете. Выберите двух человек, которых выбросите за борт. Но сначала пусть каждый из вас попробует убедить группу, что пощадить нужно именно его. А вы будете решать»

    Обсуждение: «Какие чувства вы переживали? Возникали ли трудности выбора?»

     

    Упражнение «Принимаю ответственность на себя»

    «Давайте поговорим о том, за что каждый из вас отвечает в жизни. Лично вы? Подумайте и запишите все, что придет вам на ум. На это вам дается 5 минут. Затем вы обсудите ваши записи в микрогруппах из 3-х человек. В каждой группе вы должны определить самого ответственного, т.е. того, кто сумеет, аргументировано обосновать, что он действительно принял на себя больше ответственности, чем другие».

     

    Занятие № 2 «Как я вижу, чувствую и понимаю других»

    Задачи:

    • выработать умение принимать решения в группе;
    • освоение умений адекватной коммуникации;
    • формирование представлений об эмпатии.

     

    Оборудование: фломастеры, коробка с камешками, платок или шарф, карточки с вопросами, листы формата А 4.

     

    Разминка «Передай по кругу»

    Участники стоят в кругу. «Сейчас в одну сторону я передам красный фломастер. Его надо будет передавать через одного участника, давайте потренируемся. В обратную сторону нужно будет передавать фломастер синего цвета каждому участнику. Будьте внимательны».

    Фломастеры передаются по кругу в противоположных направлениях одновременно.

     

    Упражнение «Подари камешек»

    Участники берут из коробки 1 или 2 камешка и дарят их, тому, кому захотят, но обязательно со словами: «Я дарю тебе камешек, потому что ты самый…» Тем участникам, которым ничего не досталось, камешки дарит ведущий, обязательно отмечая при этом лучшие качества каждого ребенка, которому он делает подарок.

     

    Упражнение «Приветствие»

    Каждый участник рассказывает о своих ожиданиях, намерениях, с которыми он пришел на встречу.

     

    Упражнение «Доверие»

    Группа выбирает ведущего, который в течение 5-ти минут водит всю группы с завязанными глазами. Участники держат друг друга за талию или за плечи. После проведения игры каждый описывает свои ощущения, свою степень доверия «поводырю».

    Эмпатия – это способность понять другого человека, войти в его положение, представить себе его чувства, позицию и намерения, предвидеть его поведение. Научиться эмпатийному пониманию помогут следующие рекомендации:

    • старайтесь говорить на языке понятном собеседнику;
    • используйте эмоциональный тон, соответствующий тону собеседника;
    • старайтесь осознать и понять чувства и мысли, которые он не смог высказать хота и подразумевал;
    • сосредоточьтесь на вербальных (словами) и невербальных (мимика, движения) сообщениях собеседника.

     

    Ролевая игра «Понимание другого человека»

    Одного из участников просят покинуть помещение. Группа разрабатывает ситуацию, после чего приглашают участника, который находился за дверью, и разыгрывают эту ситуацию. Группа наблюдает за диалогом и отмечает те приемы эмпатийного понимания, которые использовали участники.

    Обсуждение: «Насколько успешно протекало общение между участниками? Какие приемы использовали для понятийного общения?»

     

    Упражнение «Десять секунд»

    «Сейчас вы начнете быстрое, спонтанное движение по залу. Будьте внимательны, потому, что время от времени придется реагировать на разные задания и выполнять их в течение 10 секунд. Каждое задание должно выполняться с максимальной точностью. Например: я попрошу распределиться вас по цвету волос. Пока я считаю до 10, вам необходимо найти людей с точно таким же, как у вас, цветом волос. Задание понятно? Мы начинаем!

    «Распределиться на тех, у кого есть наручные часы и на тех, у кого их нет (считаю до 10). Стоп! Проверяем. Продолжаем ходьбу.

    Следующее задание: распределиться по стилю обуви (каблуки – нет каблуков); по длине волос (короткие – длинные); по цвету глаз (светлые – темные) и т.д.».

    Обсуждение: «Что понравилось в игре? Что огорчило? Что заставило задуматься? Как чувствовали себя те, кто остался без группы?»

     

    Ритуал прощания.

    Упражнение «Без маски»

    «Давайте расскажем друг другу что-то о себе без всякой предварительной подготовки. Каждый участник вытягивает карточку и продолжает написанную на ней фразу. Кто первый?»

    Содержание карточек: «Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…»; «Мне очень трудно забыть, но я…»; «Мне бывает скучно, когда я …»; «Особенно меня раздражает то, что я…»; «Мне особенно приятно, когда меня…»; «Иногда люди не понимают меня, потому что я…»; «Верно, что я еще…»; «Думаю, что самое важное для меня…»; «Мои друзья редко…»; «Я горжусь тем, что…»; «У меня возникает чувство сомнения, когда…».

     

    Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

    Участники рисуют солнце, в центре солнечного круга пишут свое имя или рисуют свой портрет. Затем вдоль лучей пишут свои достоинства, все хорошее, что они о себе знают.

    Специалистами отделения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, разработан алгоритм индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними с девиантным поведением:

    1. Изучение личности подростка в условиях воспитательно-реабилитационного процесса и семейных отношений:

     

    • анализ и обобщение результатов диагностических программ, на основании чего специалистами выставляется первичный «социальный диагноз»;
    • непосредственное наблюдение поведенческих реакций подростка в социуме (в отделении, межличностном общении, во время досуговых мероприятий и т.д.);
    • создание педагогических ситуаций как средство изучения личности ребёнка, позиции в коллективе воспитанников, его интересов, склонностей;
    • сравнительный анализ результатов использования различных методик и уточнение «диагноза».

     

    Самая главная задача выработанного алгоритма действий специалиста в отношении девиантного подростка: понять причины осложнённого поведения и оценить меру негативного влияния микро- и макросреды на формирование личности:

     

    • отношение членов семьи к жизненным ценностям (труд, семья, образование, досуг и др.);
    • взаимоотношения взрослых членов семьи;
    • отношение взрослых к подростку, его учёбе, друзьям, организации совместного досуга и т.д.

     

    2. Определение цели, выбор форм и методов нравственной переориентации личностного развития.

    3. Разработка и осуществление плана работы по реализации индивидуального воспитательно-реабилитационного подхода.

    4. Анализ результатов и оценка деятельности по реализации плана индивидуальной воспитательно-реабилитационной работы.

     

    Программа индивидуальной воспитательно-реабилитационной работы с несовершеннолетним отражается в карте «Социально-реабилитационного сопровождения несовершеннолетнего».

    Цель программы: изменение девиантного поведения несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в результате целенаправленного педагогического воздействия.

     

    Задачи программы:

    • раскрыть положительные качества ребенка и воспитать уверенность в достижении успеха в различных видах деятельности;
    • укрепить взаимоотношения со сверстниками, учителями, родителями;
    • способствовать развитию детей в познании себя как личности;
    • формировать правильные суждения о жизни и окружающем мире.

     

    Структура программы – 4 этапа:

    • подготовительный;
    • исследовательский;
    • продуктивный;
    • заключительный.

     

    Исполнители программы: воспитатели, специалисты по социальной работе, психолог.

    Ожидаемые конечные результаты:

    • педагогические показатели – повышение мотивации учения, успеваемость, дисциплина, включенность в коллективную жизнь отделения, улучшение показателей развития, снижение педагогической запущенности;
    • социально-психологические показатели – улучшение психоэмоционального состояния, положительное изменение образа «Я», сглаживание отклонений в поведении, социальная адаптация, как результат успешной социальной личности.

     

    1 этап – подготовительный

    На данном этапе необходимо овладеть теоретическими знаниями по следующим аспектам:

     

    • содержательный – педагогическая запущенность, причины, пути перевоспитания трудного подростка;
    • методический – понятие об умениях и навыках работы с трудными подростками;
    • разработка программы индивидуального социально-педагогического сопровождения несовершеннолетнего.

     

    Задача подготовительного этапа заключается в формировании умений установления позитивных контактов с трудными подростками. В диагностических целях используется опросник для выявления признаков педагогической запущенности личности: положительные и отрицательные особенности личности. После изучения личности подростка ставится социальный «диагноз» и осуществляется переход к следующему этапу.

     

    2 этап – исследовательский

    Задача этапа заключается во включении в процесс деятельности некоторых элементов исследований. Теоретическая основа умения базируется на знании ряда методик по изучению педагогической запущенности и коррекции поведения.

    Показателем уровня сформированности данного этапа является умение специалиста составить психолого-педагогическую характеристику трудного подростка и запланировать коррекционную работу с ним.

    На этом этапе решаются такие задачи программы, как раскрытие положительных качеств ребенка, выявление интересов и увлечений, выявление отрицательных факторов, влияющих на воспитание.

     

    3 этап – продуктивный

    Задача данного этапа заключается в целенаправленном педагогическом воздействии на развитие и формирование личности, формирование личностной и социальной компетентности подростков.

    Коррекцию их негативных поведенческих проявлений важно начинать с развития у них позитивного образа «Я», чувство самоуважения, развития способности критически мыслить, принимать ответственные решения. Для того чтобы подросток умел делать выбор, его следует обучать умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами, неагрессивными способами реагировать на критику, сопротивляться давлению со стороны других людей, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально-позитивными средствами.

    Работа по профилактике отклонений эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:

     

    • успешности учебной деятельности;
    • эмоционально-положительных взаимоотношений со сверстниками;
    • психологической защищенности.

     

    Оказываемая подросткам помощь при соблюдении данных требований позволяет обеспечить равномерное, гармоничное развитие личности, ее базисных структур и их проявлений в деятельности, поведении.

    Положительные качества, которые выявляет специалист, являются базовым ориентиром в воспитательной работе. Опираясь на них, специалист может создать конструктивные взаимоотношения. А вера в ребенка восстанавливает у того чувство самоуважения, собственного достоинства.

     

    Коррекционная работа также направлена на:

    • оздоровление условий воспитания и развития ребенка;
    • устранение неблагоприятного влияния со стороны ближайшего окружения;
    • формирование у подростка положительной «Я-концепции»;
    • повышение мотивированности обучения, коррекцию его поведенческих реакций;
    • развитие способностей и нравственных личностных ориентаций.

     

    Все результаты первоначального диагностического тестирования подростков, отметки об участии их в мероприятиях, их поведение на них, изменения в поведении подростков в течение всего периода коррекции отмечаются в индивидуальных картах социальной реабилитации. На данном этапе реализуются все задачи программы.

     

    4 этап – заключительный

    Задача данного этапа заключается в подведении итогов и результативности. Проводится повторное тестирование, и сравниваются результаты. Если результат не совпал с ожидаемыми результатами, то производится анализ и разработка рекомендаций (медико-психолого-педагогический консилиум).

    Основная задача профилактической программы реабилитации: научить ребёнка самому выбирать оптимальный вариант поведения.

     

    Занятия по возрастным группам для профилактики отклоняющего поведения

     

    Занятия для детей младшего школьного возраста «Как быть трудолюбивым»

     

    • «Прочитай предложения и проставь цифры от 1 до 6 так, чтобы понятна была последовательность трудовых действий: «Потому что хотел порадовать младшего брата. Задумал сделать игрушку. Работал не отрываясь. Подумал, с чего лучше начать, а чем закончить работу. После работы все убрал на место. Получил полезную вещь игрушку».
    • «Определи и запиши, какое правило культуры и дисциплины труда не соблюдалось: «Ты садишься за уроки. Положи перед собой учебник, раскрой тетрадь. Но нет дневника, где записано задание. Найди дневник. А в ручке вдруг кончилась паста. Стал искать другую ручку».
    • «Определи, какое другое правило нарушил твой друг:

     

    «Твой друг делает уроки. Не закончив работу, он идет к телефону звонить другу, что бы договориться о прогулке. Только начал работу, кошка прыгнула на стол. Стал играть с кошкой». Подчеркни правила культуры и дисциплины труда, которые были нарушены тобой и твоим другом».

    Правило первое: подготовь все необходимое для работы.

    Правило второе: не отвлекайся от работы, доведи начатое дело до конца.

     

    • «Вспомни поговорки и загадки о труде. Например: «Кончил дело – гуляй смело». Как можно назвать человека, который соблюдает правила культуры и дисциплины труда? Выбери и подчеркни подходящие слова из перечисленных: обязательный, скучный, ответственный, сдержанный, старательный, веселый.

     

    А теперь назови качества, которые говорят об отсутствии культуры и дисциплины труда. Например: неорганизованный. Вспомни пословицы о труде и скажи, как назвать человека, который им следует: «Хочешь, есть калачи – не лежи на печи», «Откладывай безделье, да не откладывай дело». Впиши пропущенные буквы в клеточки: «Трудо…ый».

    Соедини стрелками: слова приветствия: «спасибо – простите – извините», слова прощания: «здравствуйте – прощайте», слова извинения: «добрый день – до встречи», слова просьбы: «пожалуйста – спасибо», слова благодарности: «благодарю – если вас не затруднит – будьте любезны».

     

    Занятия для учащихся средних классов

     

    «Правовые правила поведения»

     

    «Объясни античный афоризм: «Право – это искусство добра и справедливости»______________________________________________________

    • «Ты уже знаешь, что существуют моральные нормы и правовые нормы. Что в них общего, чем они различаются. Приведи примеры. Заполни схему.
      Нормы Общие Различия
      Правовые    
      Моральные    

       

      «Объясни античный афоризм: «Право – это искусство добра и справедливости»______________________________________________________

    • «Объясни выражение: «Нет прав без обязанностей» ______________________
    • «Знаешь ли ты свои права?»___________________________________________
    • «Попробуй определить, какие поступки в большом мире регулируются моралью, а какие правом: мучить кошку, переходить улицу в не положенном месте, лгать, обижать слабого, бить стекла, не платить налоги, ябедничать, прогулять школу, угнать машину, что значат выражения: «я имею право…, какое ты имеешь право?».
    • «Источники прав человека. 10 заповедей (Библия), которые должен соблюдать человек. Как это объяснить?»
    • «Каковы отличия права от морали? (Запишите в тетрадку):
    • мораль – не писаные правила в виде поручений, притч, добровольно взятых на себя обязанностей;
    • нормы права формируются как законы, указы, судебники, решения, договоры и др. в письменном виде;
    • право может регулировать только поступки людей, их действия, но не может вмешиваться в мир мыслей и чувств. Человека нельзя привлечь к юридической ответственности за низменные чувства и грязные мысли, мораль однозначно осуждает и то, и другое;
    • использование норм права обеспечивается различными принудительными мерами либо со стороны государства, либо в соответствии с законом – со стороны потерпевшего.

     

    «В сказке А. С. Пушкина о рыбаке и рыбке хорошо прослеживается, как вел себя старик, с точки зрения права и морали, и как вела себя старуха.

    Старик: «Бог с тобой золотая рыбка. Твоего мне откупа не надо. Ступай себе в сине море, гуляй там себе на просторе».

    Старуха: «Дурачина ты, простофиля! Не умел взять ты выкупа с рыбки. Хоть бы взял ты с нее корыто, наше-то совсем развалилось».

    Результат: «Опять пред ним землянка. На пороге сидит старуха, а перед нею разбитое корыто».

    • «Соответствуют ли события поговоркам: «Богатство полюбится и ум расступится», «Деньги, что каменья: тяжело на душу ложатся», «Кто чужого желает, свое утратит», «Лишнее пожелаешь, последнее потеряешь».
    • «Статья 43 Конституции РФ (о твоем праве): «Каждый имеет право на образование», «Гарантированы общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего образования в государственных ил муниципальных учреждениях и на предприятиях».

     

    Занятия для учащихся старших классов

     

    «Наши чувства, желания, настроения»

     

    Упражнение № 1

    Из «волшебного ящика» каждый участник достает задание на выражение определенного чувства: радости, скуки, грусти, заинтересованности, раздражения и т.п. (Листок с заданием никому не показывается).

    Ведущий говорит, что во время последующей игры каждый должен будет выразить заданное чувство, а остальные – догадаться, какое чувство он выражал.

    Затем ребятам предлагается в течение 15 минут поиграть в игру «Стоп! Подумай! Действуй!», объединившись в группы по 3-4 человека. Каждая группа получает описание ситуации, три карточки и листы бумаги для ответов.

    Для каждой группы ситуации разные, но все они связаны с какими-либо реальными опасностями, которые могут встретиться в жизни школьника. Например: «большие ребята требуют денег»; «зовут «попробовать» водку, табак или наркотики», «нашли снаряд или гранату» и т.п.

    Игра проходит следующим образом. После того как подростки ознакомятся с ситуацией, они берут первую карточку: «Стоп!» На этой карточке раскрываются переживания, чувства, желания школьника, которые могут возникнуть в этой ситуации. Задача участников – в течение четырех минут обсудить ситуацию и те переживания, которые она вызывает, и либо согласиться с ними, поставив на листе «+» либо отказаться, поставив «-» и записать свои (в том случае добавляется 3 минуты).

    Затем берется вторая карточка: «Подумай!» На ней записаны три возможные реакции. В течение 3-4 минут члены группы должны обсудить, подходят ли эти реакции к предложенной ситуации, и при желании дописать свои.

    После этого в течение 10 минут проводится общее обсуждение. Каждая группа рассказывает предложенную ей ситуацию и те способы выхода из неё, которые они нашли.

    Ведущий выделяет конструктивные решения и обращает внимание участников на значимость 3-х предложенных этапов: «Стоп!», «Подумай!», «Действуй!» во избежание неприятностей, несчастных случаев, уверенного поведения в трудных и опасных ситуациях.

    Ведущий напоминает о задании «выразить чувство», предлагает каждому написать, какое чувство выразили, по его мнению, другие члены его группы, и за тем сравнить с тем, каково было задание на самом деле.

    Обсуждение: «Наши чувства, настроения, желания, когда они помогают, когда мешают нам. Как они соотносятся между собой? Что важнее – уметь выражать свои чувства в открытой и вместе с тем «культурной» форме или уметь скрывать их? Умение выражать свои чувства и умение управлять ими».

     

    Упражнение № 2

    «Закончи предложения: «Счастливее всего я чувствую себя, когда…», «Хуже всего я чувствую себя, когда…», «Никак не могу понять, почему я…», «Главное, что я хотел (ла) бы в себе изменить, это…», «Моя жизнь была бы счастливее, если бы я…».

    Обсуждение. Окончание занятия.

     

     

     

    Категория: Статьи учреждения | Добавил: zyf
    Просмотров: 2826 | Загрузок: | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Участникам СВО
    Фин. грамотность
    Оценка качества
    Роспотребнадзор
    Проекты РФ
    COVID-19
    Волонтерство
    Добровольцы
    Горячие линии
    Осторожно
    Дети
    Архив записей
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 101
    Поиск
    Статистика

    Онлайн всего: 12
    Гостей: 12
    Пользователей: 0
    Форма входа

    Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
    comments powered by HyperComments