«Лучшая часть жизни человека -это его дружба»
А. Линкольн.
Детский возраст подразумевает постоянное общение со сверстниками: совместные игры, обмен информацией. Но в каждом детском коллективе находятся дети, отстраненные от основной группы сверстников. Что же может мешать ребенку непринужденно общаться, заводить новые знакомства и поддерживать дружбу?
Причины проблемы общения у детей
Если ребенок часто проявляет агрессию, склонен обзывать других детей, задирать их и обзывать, родителям, конечно же, стоит обратить на это внимание. Подобное поведение ребенка могут сформировать жестокие фильмы не по возрасту, громкие ссоры родителей. Также причиной может послужить неумение контролировать свои отрицательные эмоции и справляться с ними – он просто не знает, как правильно выходить из неприятной или непонятной для него ситуации и начинает драться.
В школьные годы очень тяжело переживается стеснительность. Робкие дети постоянно боятся сделать что-то не так, переживая, что их будут осуждать или смеяться над ними. Естественно знакомиться с новыми людьми для них целое испытание. Причиной стеснительности является в первую очередь низкая самооценка, неумение правильно общаться и взаимодействовать в коллективе.
На первый взгляд желание быть первым и главным вполне заслуживает похвалы. Однако если ребенок не умеет быть лидером, его стремления в этом направлении могут принести большие проблемы со сверстниками. Если ребенок критикует и отпускает шуточки в адрес тех, кто хуже его в чем-то, чтобы выглядеть лучше, начинает ни с того ни с сего командовать, тянет руку на уроке даже когда не знает ответ, пытается настраивать детей против кого-то одного, то вызывает тем самым у других отторжение. При этом родители часто не могут понять причину проблем со сверстниками своего активного и общительного ребенка.
Проблемы в общении с ровесниками у ребенка могут возникнуть, если он не умеет четко и понятно выражать свои мысли, ведет себя некультурно, не умеет слушать собеседника. Если ребенок не соблюдает банальные правила вежливости, вклинивается в разговор или перебивает собеседника, то с ним никто не захочет поддерживать длительное общение.
Именно от семьи зависит развитие ребенка и его навыков общения и самовыражения. Родителям необходимо задуматься, какую роль ребенок занимает в семье. От того, прислушиваются ли к его мнению и поощряют ли его инициативу, будет зависеть и качество его общения со сверстниками, и его успешность во взрослой жизни. Отношения внутри семьи оказывают большое влияние на личность ребенка. Если он привык к тому, что дома его уважают, слушают, считаются с его мнением, то в общении с другими он будет стремиться к этому же. В очень редких случаях ребенок с дисгармоничными семейными отношениями может выстроить хорошие взаимоотношения со своими сверстниками.
Как научить ребенка общаться со сверстниками?
Умение дружить - качество, которое необходимо любому ребенку и взрослому. Важно научить ребенка понимать, что у другого человека могут быть другие взгляды и другие потребности. Различия делают отношения более яркими и интересными, и в них должны быть не только общие интересы, но и разногласия. Это нормально, так как все люди разные и необходимо научиться уважать чужие потребности, и уметь отстаивать свои.
Чтобы ребенок мог хорошо общаться со сверстниками, родителям следует самим научиться выражать эмоции, предъявлять потребности, не игнорировать собственные желания и чувства. Только способность родителей выражать и реализовывать свои потребности, поможет ребенку научиться корректно выражать его желания и стремления.
Никогда не будет лишним рассказать детям о том, что такое дружба, как взрослые помогают друзьям или какую помощь оказывают им друзья. Важно поговорить с ребенком, узнать все ли его устраивает в отношениях со сверстниками, что он хотел бы изменить. А еще подсказать ему, что друзья:
-
всегда говорят правду, даже если она неприятна;
-
прощают, даже если ты виноват;
-
принимают, несмотря на недостатки.
Не менее важно показывать ребенку разные модели поведения, которые помогут приобрести друзей, сохранить дружбу и не потерять свое «я». Ведь дети не любят тех, кто слишком заносчив, но и не уважают тех, кто не может за себя постоять.
Что делать, если ребенок не умеет общаться со сверстниками?
Если ребенку по каким-то причинам трудно общаться с ровесниками, взрослому важно не игнорировать эту проблему, не пускать ситуацию на самотек. Кроме личного примера необходимо сделать несколько шагов, которые помогут несовершеннолетнему приобрести друзей.
-
Больше бывать с ребенком там, где играют дети. Ходить в гости в семьи с детьми. Приглашать детей к себе домой.
-
Записать ребенка в студию или секцию. Тогда он не только сможет расширить кругозор, ему будет, о чем рассказать сверстникам.
-
Не обсуждать ребенка или его друзей. Оценивать только поступки.
-
Найти у ребенка общие черты, которые есть у других детей. Ни в коем случае не противопоставлять его другим детям. Лучше сказать, что-то вроде: “Видишь, какой веселый мальчик. Он любит смеяться как ты”.
-
Держаться немного в стороне и в то же время наблюдать за взаимодействием ребят. Вмешиваться в общение детей только при необходимости. Пусть дети играют и учатся решать проблемы сами.
-
Больше говорить с ребенком о дружбе. Посмотреть мультфильмы про друзей, почитать сказки, или сочинить сказку самим, положив в ее основу свою ситуацию. Рассказать о своих друзьях и дать понять ребенку, что он хороший и достоин дружбы.
Не все люди рождаются с интуитивным знанием, как создавать и сохранять близкие эмоциональные связи, поэтому дружбе тоже нужно учиться. В этом, как и во многом другом, детям нужен взрослый, который покажет, подскажет и поделится опытом.
Специалист по работе с семьей Полежаева С.В. |