(из опыта работы по программе «Цветы моей бабушки»)
В феврале этого года в нашем учреждении стартовала новая программа по эколого - патриотическому воспитанию несовершеннолетних старшим поколением "Цветы моей бабушки". Целью данной программы является формирование экологической культуры детей на основе трудового, патриотического воспитания через совместную деятельность несовершеннолетних, их родителей, и граждан пожилого возраста в благоустройстве и озеленении территории нашего комплексного центра.
Воспитание любви к природе, её растительному миру должно осуществляться постоянно, начинается с детства. Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример. Поэтому всю работу по формированию основ эколого - патриотического воспитания у воспитанников осуществляли в тесном контакте с их родителями и гражданами пожилого возраста.
В начале работы все программы прошли анкетирование «Экология для меня» с целью выявления отношения участников программы к вопросам экологического образования и его реального осуществления. В течении года проводились тематические и познавательные занятия, интеллектуальные викторины, квест – игры, на творческих занятиях и мастер – классах с большим удовольствием мастерили разнообразные поделки. Участники программы развивали творческие и индивидуальные способности, художественно-эстетический вкус, фантазию и воображение, формировали практические навыки ручного труда, а также приобретали интерес к изготовлению поделок из природного материала и давали «вторую жизнь» бросовому материалу. На практических занятиях старшие наставники научили детей приёмам посева семян для рассады; познакомили с условиями, необходимыми для выращивания хорошей рассады; сформировали интерес к самостоятельному выращиванию растений из семян, которые потом пересаживали в открытый грунт цветы и рассаду помидор в теплицу. Всё лето ребята ухаживали за высаженными растениями, работали в теплице, поливали растения и поддерживали порядок травяного покрова и клумб территории центра.
Формирование эколого – патриотического воспитания проходило эффективно, потому что мы работали в тесном контакте со старшим поколением. Именно они помогали нашим детям закреплять знания о влиянии природы на человека, учили ребятишек беречь природу. Только мы, взрослые, прививая любовь к родному краю, можем вырастить настоящих патриотов страны.
Работая с детьми, я пришла к выводу, что правильно организованное, систематически осуществляемое в нашем учреждении эколого - патриотическое воспитание под руководством взрослых обогащает знания и чувства ребёнка, формируя нравственное отношение ко всему живому. Я убеждена, что программа "Цветы моей бабушки" поможет детям стать экологически воспитанными гражданами своей страны.
Специалист по социальной работе Богданова Е. К. |