|
Мне всегда хотелось заниматься чем-то очень интересным. Именно этот интерес привел меня в 2008 году к обучению на инструктора по лечебной физкультуре. И с 2008 года я работаю в социальных учреждениях, сначала в г.Кирове в Центре реабилитации инвалидов молодого возраста, а с 2013 года – инструктором по адаптивной физкультуре в Полярнозоринском комплексном центре социального обслуживания населения.
|
С годами я все больше и больше понимаю важность своей работы и мне нравится, мне интересна эта работа. Я вижу – люди ждут от меня помощи. Каждое занятие по адаптивной физкультуре – это реальная помощь людям в борьбе с недугом.
Что такое адаптивная физкультура? Еще в 1996 году в государственный реестр-классификатор специальностей для высшего образования была внесена физкультура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Сегодня такая специализация имеет название «адаптивная физическая культура». Связано появление этого направления с массовым ухудшением состояния здоровья населения страны, повышения уровня инвалидности.
Адаптивная система ставит своей целью улучшение состояния здоровья человека, восстановлению его социальных функций, корректировку психологического состояния.
Адаптивная физкультура отличается теорией и реализацией на практике от оздоровительной или лечебной физкультуры. Если первая направлена на общее оздоровление, а целью другой является восстановление нарушенных функций организма, то адаптивная система рассчитана на социализацию людей, которые имеют серьезные нарушения в здоровье, сказывающиеся на адаптации и самореализации инвалидов в обществе.
Адаптивная физическая культура (АФК)– это интегрированная наука. Это означает, что она объединяет в себе несколько самостоятельных направлений. В физкультуре для инвалидов совмещаются знания из таких сфер, как общая физическая культура, медицина и коррекционная педагогика, психология. Адаптивная система ставит своей целью не столько улучшение состояния здоровья человека с ограниченными возможностями, сколько восстановление его социальных функций, корректировку психологического состояния.
Главными целями оздоровительной адаптивной физкультуры являются обеспечение и сохранение высокого уровня здоровья населения; совершенствование физических умений и навыков; повышение иммунитета; регулирование нормальной массы тела и пропорций; активный отдых, общение.
Основным средством АФК являются физические упражнения. В спортивном зале, где проходит АФК, есть оборудование для проведения занятий: гимнастическая стенка, гимнастические палки, гантели (0,5 кг, 1 кг, 1,5 кг), медицинбол, мечи резиновые и массажные, резиновые коврики для занятия на полу, тренажеры (беговая дорожка, велотренажер, кардиотвистер).
Физические упражнения оказывают на организм определенное воздействие: общетонизирующее, трофическое, компенсаторное, восстановление утраченных функций. Эффект от упражнений наблюдается при соблюдении таких принципов, как систематичность, регулярность, длительность, дозирование нагрузок, индивидуализация.
В методике АФК выделяют такие основные функции общеразвивающей физкультуры:
- оздоровительные упражнения подбираются с учетом индивидуальных возможностей организма человека, возраста и других факторов;
- воспитательная функция реализуется в распространении и агитации здорового образа жизни;
- образовательная функция заключается в подаче примеров на основе проверенных методических и экспериментальных данных.
В своей работе я использую оздоровительные системы различных народностей, например, «йога» и «цигун», авторские методики Стрельниковой и Норбекова, а также общеизвестные современные тенденции, такие как аэробика и фитнес.
Первые занятия многим моим обучающимся даются с трудом. Постепенно люди втягиваются в выполнение упражнений и ошибок становится все меньше и меньше.
Почти на каждом занятии я вношу по одному, по два новых упражнения и это как новая задача, которую мы с азартом решаем вместе.После занятий пожилые люди уходят в приподнятом настроении – с улыбкой на лице и болезни отступают.
Очень важно на каждом занятии постараться создать доброжелательную атмосферу, донести до каждого человека, что здесь в зале АФК каждое упражнение на ту или иную группу мышц принесет им пользу. Каждое мое подбадривание «молодец» и «хорошо» влияет на их желание заниматься физическими упражнениями.
Своих подопечных я распределяю по группам: для этого провожу функционально-двигательные тесты, которые мне помогают увидеть где, в какой группе человеком будут достигнутынаилучшие результаты. Сможет ли он выполнять упражнения щадящие или посложнее,в полном объеме. И, конечно, учитываются основные заболевания и сопутствующие. Перед каждым занятием измеряется пульс АД, проводится опрос о самочувствии.Во время занятий слежу за состоянием пациентов, даю возможность передохнуть с помощью дыхательных упражнений.
Надо заметить, что еще два года назад пожилые люди с неохотой шли на адаптивную физкультуру. Сейчас другое дело – они приходят заранее и ждут начала занятий.
В итоге, человек, занимаясь адаптивной физкультурой, реализует себя, исходя из своих физических возможностей, развивается, достигает успехов, учится взаимодействовать в обществе, то есть адаптируется в социуме.
Инструктор по адаптивной физкультуре
социально-реабилитационного отделения
для граждан пожилого возраста и инвалидов
Швидченко Галина Ивановна
|