УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
ГОАУСОН «Полярнозоринский КЦСОН»
№_280_от 29 декабря 2017 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О порядке организации и использования труда добровольцев в государственном областном учреждении социального обслуживания населения «Полярнозоринский КЦСОН»
1. Общие положения
1.1.Настоящее Положение о порядке организации и использования труда добровольцев в государственных(муниципальных)учреждениях социальной сферы (далее-Положение) определяет основы организации и использования добровольного труда в Учреждении
1.2.Добровольный труд в государственном учреждении социальной сферы (далее-Учреждение) используется в целях расширения социальной помощи и услуг клиентам этого Учреждения.
1.3.Добровольный труд реализуется посредством двух форм добровольного участия граждан в деятельности учреждения:
- предоставление добровольческих социальных услуг;
- выполнение добровольческих социальных работ.
1.4.Добровольческие социальные услуги – это совокупность услуг, которые предоставляются добровольцами в соответствии с перечнем добровольческих социальных услуг клиентам Учреждения и закрепленные соглашениями учреждения с добровольцами. Продуктом добровольческой социальной услуги является повышение качества жизни клиента учреждения в процессе ее предоставления.
1.5.Добровольческие социальные работы-это совокупность работ, которые выполняются добровольцами в интересах учреждения для целей расширения спектра, качества и объема оказываемых социальных услуг, увеличения категорий и численности граждан, получающих эти услуги и, закрепленные соглашениями учреждения с добровольцами. Продуктом добровольческой социальной работы является результат ее выполнения, чаще всего, носящий материальный характер.
2. Порядок планирования добровольного труда и привлечения добровольцев
2.1.Решение об организации и использовании труда добровольцев в учреждении принимается его руководителем и оформляется приказом.
2.2.Организация и использование труда добровольцев в учреждении осуществляется в соответствии с настоящим Положением, утверждаемым приказом руководителя учреждения.
2.4. Планирование работы добровольцев и их привлечение к участию в деятельности учреждения осуществляется уполномоченными лицами по организации и использованию труда добровольцев (далее-Координатор добровольцев).
2.5.Основными функциями Координатора добровольцев являются:
- планирование добровольческих социальных услуг и добровольческих социальных работ;
- формирование перечня добровольческих социальных услуг клиентам учреждения;
- формирование перечня добровольческих социальных работ в учреждении;
- привлечение добровольцев;
- организация и координирование процесса добровольного труда;
- контроль и учет добровольных работ и социальных услуг клиентам учреждения;
- определение эффективности добровольного труда.
2.6.Добровольческие социальные услуги и добровольческие социальные работы определяются на основе потребностей клиентов, с учетом стратегий учреждения по развитию социальных услуг и помощи, принимая во внимание, что:
- добровольный труд является дополнительным к социальным услугам и помощи учреждения, направлен преимущественно на удовлетворение индивидуальных потребностей клиентов учреждения, которые не могут, или не должны удовлетворяться оплачиваемым персоналом учреждения;
- обязанности добровольцев не могут дублировать должностные обязанности оплачиваемого персонала учреждения в полном объеме.
2.7. Добровольческие социальные услуги в зависимости от их назначения подразделяются на:
- социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
- социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания(обществе);
- социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов учреждений, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;
- социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;
- социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса,
- оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.
2.8. Перечень добровольческих социальных работ формируется учреждением в соответствии со статьей 2 пунктом 1 Федерального закона от 11августа 1995 года № 1Э5-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
2.9. В целях привлечения добровольцев в государственное учреждение социальной сферы Координатор добровольцев:
- распространяет информацию о потребности в добровольцах для исполнения добровольной работы, в т. ч. через средства массовой информации;
- организует набор добровольцев;
- проводит информирование и ориентирование добровольцев.
2.10. Сведения о добровольце и его добровольном труде в учреждении заносятся в учетную карточку добровольца, согласно Приложению №1.
3. Механизмы регулирования взаимоотношений между Учреждением и добровольцем
3.1. Отношения между учреждением и добровольцем регулируются Положением, инструкциями и другими внутренними документами учреждения, соглашением учреждения с добровольцем.
3.2. Права, обязанности и полномочия учреждения и добровольца фиксируются соглашением учреждения с добровольцем, согласно Приложению №2.
3.3. В целях обеспечения реализации добровольцем предоставленных ему полномочий, учреждение вправе выдавать ему соответствующее удостоверение.
3.4. В целях фиксации практики добровольного труда добровольца ему выдается и заполняется Координатором добровольцев «Личная книжка добровольца». В «Личную книжку добровольца» заносятся сведения о добровольце, его добровольном труде в учреждении и поощрениях.
4. Порядок организации работы добровольцев
4.1. Порядок организации работы добровольцев в учреждении предусматривает две фазы: подготовку и сопровождение.
4.2. Подготовка добровольцев для работы в учреждении осуществляется Координатором добровольцев самостоятельно или с привлечением специалистов, включая:
- первичное мотивирование для работы в учреждении;
- обучение, в соответствии с планируемыми добровольческими социальными услугами и добровольческими социальными работами;
- согласование прав, обязанностей и полномочий;
- заключение соглашения учреждения с добровольцем.
4.3. Сопровождение работы добровольцев осуществляется координатором добровольцев самостоятельно или с привлечением специалистов и предусматривает:
- обеспечение поддержки работы добровольцев;
- проведение мониторинга и оценки работы;
- использование различных форм поощрения (благодарственные письма, подарки и т.п.)
4.4. Обеспечение безопасности работы добровольцев в учреждении осуществляется координатором добровольцев, а также руководством учреждения, что предусматривает:
- а) ограничение временной занятости добровольца;
- б) недопущение добровольцев к работе:
- требующей специальной профессиональной подготовки и лицензирования;
- в местах повышенного риска получения травм;
- без специальной подготовки для работы с клиентами учреждения, имеющими психические нарушения и девиантное поведение;
5. Порядок учета и контроля добровольного труда
5.1. Учет и контроль добровольного труда в учреждении осуществляется Координатором добровольцев во взаимодействии со специалистами и руководством учреждения.
5.2. Для организации процесса учета, контроля, определения качества и результатов добровольного труда, учреждением используются учетные ведомости:
- форма «Экспертная ведомость оценки качества труда добровольцев в ГОАУСОН «Полярнозоринский КЦСОН», согласно Приложению№3;
- форма «Сводная ведомость учета добровольного труда граждан в ГОАУСОН «Полярнозоринский КЦСОН» согласно Приложению№ 4.
5.3. Для обеспечения мониторинга удовлетворенности добровольца принятыми на себя обязательствами по предоставлению добровольческих социальных услуг и выполнению добровольческих социальных работ, а также для определения необходимой добровольцу поддержки, используется форма «Анкета добровольца ГОАУСОН «Полярнозоринский КЦСОН», согласно Приложению №5.
6. Определение эффективности добровольного труда
6.1.Эффективность добровольного труда определяется в части социального и экономического эффекта.
6.2.Эффективность добровольного труда определяется в учреждении Координатором добровольцев.
6.3.Анализ и оценка результатов и эффективности работы добровольцев в учреждении и работы учреждения с добровольцами проводится за определенный период (квартал, полугодие, 9 месяцев, год) основные виды оценки результативности в области добровольчества:
- Количественная оценка (внутренняя оценка по количественным показателям);
- Оценка обществом (внешняя оценка заинтересованных лиц и организаций);
- Оценка социальных изменений (мониторинг удовлетворенности клиентов качеством добровольных работ и услуг).
6.4. Количественная оценка.
6.4.1. При количественной оценке результатов и эффективности работы добровольцев в учреждении применяются следующие показатели:
- количество социальных услуг, оказанных добровольцами;
- количество клиентов, которым добровольцы оказали помощь и социальные услуги;
- объемы помощи, которая оказана добровольцами клиентам учреждения;
- условная стоимость услуг или работ, осуществленных добровольцами;
- количество проведенных добровольческих акций, мероприятий;
6.4.2. При количественной оценке работы учреждения с добровольцами применяются следующие показатели:
- количество добровольцев, привлеченных для работы в учреждение;
- количество нормативных услуг, в предоставлении которых участвовали добровольцы;
- количество дополнительных социальных услуг, предоставляемых учреждением через добровольцев;
- количество клиентов учреждения, которым добровольцы оказали помощь и предоставили социальные услуги;
- условная стоимость социальных услуг или работ, осуществленных добровольцами;
- количество соглашений, оформленных с добровольцами;
- количество добровольцев, работающих на постоянной основе;
- количество добровольцев, работающих на временной и разовой основе (по принципу вызова/ приглашения);
- количество добровольческих акций и программ, организованных в учреждении;
- количество добровольцев, получивших поощрения и награждения за добровольный труд;
- количество публикаций в СМИ о работе добровольцев, размещенных учреждением;
- количество предложений и инициатив добровольцев, реализованных учреждением;
- количество специальных мероприятий, проведенных в учреждении для добровольцев.
6.4.3. Оценка обществом:
При оценке используются следующие показатели:
- наличие статей и публикаций, в т.ч. публичных отчетов, о добровольческой деятельности и добровольной работе граждан в учреждении;
- прозрачность экономических основ организации добровольческой деятельности и поддержки добровольческих инициатив;
- наличие совместных программ и факты практического сотрудничества учреждения с негосударственными организациями;
- участие учреждения в региональных, межрегиональных, национальных акциях, мероприятиях, форумах, конференциях в области добровольчества;
- наличие спонсорской или попечительской поддержки добровольческих инициатив;
- известность добровольческих программ учреждения среди населения;
- получение учреждением дипломов, наград и других поощрений за организацию добровольного труда граждан в социальной сфере.
6.4.4. Оценка социальных изменений (мониторинг удовлетворенности клиентов качеством добровольных работ и услуг). Проводится на основе анкетирования, опроса клиентов и специалистов.
|