Министерство труда и социального развития
Мурманской области
Государственное областное автономное учреждение социального обслуживания населения «Полярнозоринский комплексный центр социального обслуживания населения»
СПУТНИК
(В.И. Даль “Толковый словарь» - товарищ, попутчик)
г. Полярные Зори
2013 г.
КОЛЛЕКТИВ
Заместитель директора ГОАУСОНБ
«Полярнозоринский КЦСОН
Елена Анатольевна Шаханова
|
Эффективность работы учреждения всё в большей степени стала определяться использованием эффективных управленческих команд. Связано это, во-первых, с резко возросшей скоростью изменений внешней среды, в которой приходится работать организациям, во-вторых, с существенно повысившейся ролью творческого труда сотрудников в самих организациях.
|
Несмотря на огромный интерес во всем мире к теме командообразования и командной работы, вопрос формирования эффективных управленческих команд проработан относительно мало. Одна из причин этого заключается в том, что сами проблемы, решение которых требует использования эффективности команд, встали перед учреждениями во всей остроте только в последние десятилетия.
Трудовой коллектив — это особая социальная общность, объединяющая людей, осуществляющих совместную трудовую деятельность в рамках трудовой организации. Он составляет социальную основу стабильных, устойчиво функционирующих и способных к развитию трудовых организаций.
Стабилизация трудового коллектива, поддержание, или обеспечение стабильности, трудового коллектива является одной из главных задач социального управления трудовой организацией. Нарушение стабильности трудового коллектива является угрозой его существованию в данном качестве.
Основными параметрами трудового коллектива, от которых зависит эффективность трудовой организации, являются такие показатели его состояния, как: сплоченность, стабильность, уровень квалификации и образования, трудовая и общественная активность его участников, роль в общественной жизни более широкой социальной общности. Трудовой коллектив складывается на основе и в процессе достаточно продолжительных взаимодействий и отношений между членами трудовой организации, обусловленных совместным участием в едином производственном и социальном процессах.
Можно рассмотреть основные три этапа развития трудового коллектива:
Первый этап - ориентационная стадия. На первом этапе в поведении людей преобладает индивидуализм. Они знакомятся друг с другом, наблюдают окружающих и демонстрируют им собственные возможности. Многие при этом занимают выжидательные позиции, избегают враждебности, наблюдают, анализируют. По истечении определенного времени и при известных управленческих усилиях трудовая общность может перейти на 2-й этап.
Второй этап - взаимоадаптационная стадия. Отличается наличием сформировавшегося за это время устойчивого «ядра», способного оказывать влияние на других сотрудников, цели которых не совпадают с целями организации. Это «зародыш» будущего реального трудового коллектива, члены которого идентифицируют себя с организацией, воспринимают ее цели как свои собственные. На втором этапе происходит сближение людей, установление между ними необходимых контактов и формирование общих норм поведения, «цементирующих» коллектив, а также возникают попытки установления приоритетов и захвата власти.
Основная цель руководителя на этой стадии — максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается.
Третий этап - стадия консолидации (сплочения). На 3-м этапе, когда трудовая общность может быть названа трудовым коллективом (реальным), большинство ее членов разделяют цели организации, идентифицируют себя сданной общностью. На третьем этапе коллектив стабилизируется, формируются совместные цели и нормы, налаживается надежное сотрудничество, позволяющее получать гарантированные результаты.
В дальнейшем с ростом зрелости коллектива ему по плечу становятся все более сложные задачи, а доверие, существующее между людьми, хорошее знание ими друг друга в ряде случаев позволяют ему функционировать на принципах самоуправления.
Именно с целью воспитания зрелого коллектива, сплочённой команды, в нашем учреждении на протяжении нескольких лет реализовывается Программа тренинговых занятий, направленных па профилактику профессионального выгорания, повышения квалификации, командообразования.
О программе тренинговых занятий для сотрудников отделения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
Педагог-психолог отделения для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации,
ГОАУСОН «Полярнозоринский КЦСОН
Светлана Валерьевна Полежаева
Вероятно в любом коллективе возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена. В нашем отделении тренинговые занятия проводятся в течение шести лет, 5-6 занятий в год.
|
Тренинг – это форма активного практического обучения.
В процессе различных ролевых игр, обсуждений и других активных методов обучения человек сам видит и осознает те способы поведения, которые не являютсяэффективными, получает мотивацию для их изменения и учится способам, приносящим гораздо лучший результат.
|
Основными показателями социально-психологического климата трудового коллектива являются стремление к сохранению целостности группы, совместимость, сработанность, сплоченность контактность, открытость, ответственность.
Навыки, полученные на тренинге, являются устойчивыми и эффективными, поскольку их использование в дальнейшей жизни дает положительный результат, тем самым еще больше «подкрепляя» данный способ поведения. Важно то, что тренинговые занятия, тренинги меняют в позитивную сторону отношение к себе у сотрудников. Этому способствуют:
- упражнения, которые позволяют увидеть свои ошибки и найти пути их устранения и то, что человек учится новым способам;
- во время тренинга сотрудник получает редкую возможность получить оценку и эксперта, и коллег, а поскольку правила тренинга таковы, что обратная связь должна обязательно быть не только отрицательной, но и положительной, у участника повышается самооценка.
- с помощью этой формы групповой работы повышается уровень знаний воспитателя, специалиста, освежается восприятие своей профессии, открываются ее новые грани.
Тренинг сближает людей, делает их роднее друг другу, участники отмечают эффект сплочения
За счет улучшения всех этих компонентов, как следствие, улучшается психологический климат в коллективе, возникает взаимопомощь. Сотрудники выше оценивают свои возможности, не боятся сложных ситуаций. С гораздо большим энтузиазмом они берутся за дело, которым занимаются, вновь глаза горят, как вначале работы. Все это сказывается на желании работника трудиться. Тренинги мотивируют людей на достижения! Придают сил, чтобы сделать жизнь лучше. Любое тренинговое занятие - это одновременно еще и личностное развитие. Возможность получить новый взгляд на мир, навыки нового поведения, обеспечивающего более эффективное взаимодействие с миром. Все это позволяет достичь успеха не только в профессиональной среде, но и в других сферах внешней деятельности.
На первый взгляд сплотить членов большого коллектива не так то и просто. Но, тем не менее, ощущение единства в коллективе является мощным ресурсом и для организации и для каждого отдельного члена коллектива. Когда вместо разрозненных штатных единиц вырисовывается одна мощная сила, называемая КОМАНДОЙ, то одно только причисление себя к таковой способно творить чудеса. Организованные для коллектива мероприятия, позволяют сотрудникам более тесно познакомиться друг с другом, активно отдохнуть и на деле прочувствовать, что такое командная поддержка и сплоченность. В такой обстан овке у каждого появляется возможность проявить свои скрытые резервы, ощутить поддержку товарищей и выработать эффективные механизмы взаимодействия с другими людьми, которые очень пригодятся как в личной жизни так и на работе.
Я могу с уверенностью сказать, что моя по-настоящему сплоченная и дружная команда не понаслышке знает, что такое «командный дух»
|