Министерство труда и социального развития
Мурманской области
Государственное областное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Полярнозоринский комплексный центр социального обслуживания населения»
СПУТНИК
(В.И. Даль “Толковый словарь» - товарищ, попутчик)
г. Полярные Зори
2012 г.
Заместитель директора ГОБУСОН
«Полярнозоринский КЦСОН»
Е.А. Шаханова
Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. Жизненный опыт выпускников интернатных учреждений очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: дети не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовать досуг. Покидая детский дом, эти молодые люди, по сути, совсем ещё дети, оказываются неготовыми к жизни и у них начинаются проблемы: ведут иждивенческий образ жизни; страдают от алкогольной зависимости; совершают правонарушения, оказываются вовлеченными в преступную деятельность.
|
С целью своевременного выявления лиц из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в социальной поддержке, в отделении постинтернатной адаптации и помощи женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, разработана «Программа постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений»
Структура программы:
- Блок социально-педагогической диагностики (определение социального статуса выпускника);
- Блок социально-психологического консультирования;
- Блок социально-профилактической работы;
- Блок социального воспитания;
- Блок социально-правового просвещения;
|
Цель программы: организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников детского дома для успешной социализации и интеграции в общество.
Задачи программы:
- Содействие в получении профессионального образования, трудоустройстве;
- Создание условий для успешной социализации;
- Формирование жизненно необходимых умений и навыков;
- Развитие коммуникативности;
Формы работы:
Блок социально-педагогической диагностики (определение социального статуса выпускника);
Цель: определение плана первичной адаптации в новых условиях.
Содержание деятельности:
- диагностика у выпускника потребностей в дальнейшем уходе и попечении, возникших в связи с нарушением его социализации;
- диагностика социальной ситуации (наличие условий, способствующих адаптации, - образования, работы, возможности проведения досуга и пр., необходимых для адаптации в новых условиях самостоятельного проживания);
- изучение уровня развития социального поведения (отклонения от социальных норм и правил);
- изучение особенностей социальной адаптации воспитанников для определения, требующих развития и специального формирования социально необходимых навыков, в том числе навыков межличностного взаимодействия;
- диагностика развитости "социальной сети" выпускника.
Блок социально-психологического консультирования;
Цель: оказание экстренной психологической помощи, оказание помощи выпускникам в проблемах, связанных с нарушением социализации,
Содержание деятельности:
- индивидуальное и групповое консультирование;
- диагностика, анализ, составление индивидуальной программы социального сопровождения;
- тренинги, групповые и индивидуальные занятия, ролевые игры
Блок социально-профилактической работы;
Цель: предупреждение возможных нарушений в социальной адаптации выпускников и создание условий для полноценного личностного развития.
Содержание деятельности:
- выявление нуждающихся в социальной помощи;
- социальный патронаж;
- оптимизация взаимодействия выпускников с окружением;
- социально-правовое просвещение выпускников;
- профилактика возникновения вредных привычек (алкоголизм, наркомания и т.д.);
- профилактика межличностных конфликтов.
|
Блок социального воспитания;
Цель: специальная профессиональная помощь выпускнику в его социализации.
Содержание деятельности:
- работа по коррекции и развитию социальной компетентности, житейских умений и навыков (групповая и индивидуальная формы);
- коррекция различных отклонений в поведении (агрессия, аутоагрессия и т.д.);
- коррекция проблем, связанных с вредными привычками (алкоголизм, наркомания и т.д.);
- коррекция проблем, связанных с межличностными конфликтами;
- работа над реконструкцией и поддержанием "социальной сети".
|
Блок социально-правового просвещения;
Цель: защита прав и интересов выпускников; представительство интересов выпускника в правозащитных и административных органах.
Содержание деятельности:
- содействие в оформлении статусных документов, социальных льгот и выплат;
- представительство в правозащитных и административных органах;
- содействие в получение жилой площади, образования, профессии, трудоустройства
В рамках данной программы специалистами отделения решается главная задача – развитие достаточного социального и личностного потенциала выпускника интернатного учреждения для самостоятельной жизни, успешной интеграции в общество. Также, реализация «Программы постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений» даёт возможность для создания информационной базы данных о выпускниках и их проблемах.
Заведующая отделением
А.А. Сергеева
О проблемах детей-сирот в целом, и проблемах адаптации выпускников интернатных учреждений в частности, сегодня говорится много и на разных уровнях. В силу своих индивидуальных особенностей выпускники детских домов, даже окончив профессиональное училище, не могут самостоятельно устроиться и удержаться на работе, теряют жильё, становясь жертвами махинаций, не могут создать полноценную семью. Поэтому необходимость их постинтернатного сопровождения стала насущной.
|
Вступление выпускника интернатного учреждения в социум-это переход от пассивного пребывания на государственном обеспечении и привычки полагаться на помощь окружающих к самостоятельному обеспечению себя за счёт своего труда; от жизни в среде «своих» к самостоятельному проживанию в обществе с ориентацией на закон, гражданские права и обязанности; от определенной заданности жизни в учреждении к необходимости делать выбор и нести за него персональную ответственность.
Этот переход сильнейший стресс для молодого человека, выросшего в условиях довольно замкнутого образования, каким является детский дом. Если переход к взрослой самостоятельной жизни будет осуществляться плавно, то он будет менее болезненным для воспитанников.
|
В 2006 году в Мурманской области был принят закон «О патронате», который и стал являться нормативно-правовым основанием осуществления социального патронажа выпускников интернатных учреждений. В данном законе оговорены условия оказания патроната, полномочия органов опеки и попечительства, учреждений по постинтернатной адаптации по организации патроната, права и обязанности лица, осуществляющего патронат, основания установления патроната, а также постановление Правительства Мурманской области «О порядке организации поститернатного патроната» (2007), регламентирующего процедуру его организации и осуществления. Постинтернатный патронат - одна из форм патроната прописанная в законе, иначе, социальная помощь «лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, являющемуся выпускником учреждения для детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с законом, основанием для установления поститернатного патроната являются постановление (распоряжение) администрации главы муниципального образования по месту жительства (нахождения) выпускника учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет и соответствующий договор.
Ведущими задачами поститернатного патроната являются:
- защита прав и интересов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, являющихся выпускниками учреждений для детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей;
- содействие в социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей;
- профилактика социального сиротства.
В соответствии с данным постановлением процедуру установления постинтернатного патроната над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет регулируют государственные областные бюджетные учреждения социального обслуживания населения, обычно это отделения поститернатной адаптации таких учреждений. На эти учреждения возлагаются следующие задачи:
- организация установления и осуществления поститернатного патроната над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет;
- обеспечение подбора и подготовки граждан, желающих осуществлять поститернатный патронат;
- заключение договора с гражданами в соответствии с гражданским законодательством;
- осуществление назначения выплаты денежного вознаграждения лицам, осуществляющим поститернатный патронат;
- оказание информационно-методической помощи, осуществление психологического, социального, педагогического сопровождения патроната;
- осуществление подготовительной работы с выпускниками;
- обеспечение текущего контроля за исполнением договора и соблюдением прав сторон;
- разработка и реализация плана индивидуального сопровождения выпускника.
Лицами, осуществляющими поститернатный патронат, могут быть только совершеннолетние граждане Российской Федерации. Для осуществления патроната граждане обращаются в учреждение с заявлением. К заявлению прилагаются следующие документы: копия паспорта, справка с места работы с указанием размера заработной платы; медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья (форма 068), справка из органов внутренних дел об отсутствии судимости.
|
Поститернатный патронат осуществляется в соответствии с планом индивидуального сопровождения, принимаемый на основе трехстороннего обсуждения и соглашения: представителя учреждения, патронирующего и патронируемого лиц. План является приложением к договору о постинтернатном патронате.
Договор отражает права и обязанности сторон, срок действия договора, условия и порядок его расторжения, меры оказания социальной помощи выпускнику интернатного учреждения, меры по защите его прав, размер денежного вознаграждения лица, осуществляющего поститернатный патронат, порядок осуществления контроля, ответственность сторон и др.
|
Как показывает наша практика, чаще всего под патронат выпускников берут лица, имеющие педагогическое образование и психологическую подготовку. В конкретном случае нашего учреждения - это педагоги и мастера производственного обучения профессионального энергетического колледжа г. Полярные Зори, в котором обучаются большинство патронируемых.Это обусловлено несколькими причинами, основными из которых являются, во-первых, наилучшее понимание особенностей личностного и социального развития выпускников, знание ими характерологических особенностей молодых людей, более близкое знакомство, во-вторых, отсутствие других подходящих кандидатур на роль патронирующего, что связано с отсутствием психолого-педагогических знаний.
В процессе осуществления постинтернатного патроната применяются различные методы и приемы: посещение выпускников на дому, консультирование, психологическая поддержка, совместная деятельность, создание обучающих ситуаций и прочее.
На деле же отношения патронирующих и патронируемых, практически, семейные. С лицами, осуществляющими поститернатный патронат, советуются как с близкими людьми, надеясь, что они «взрослые», старшие, всегда помогут, решат любые трудные задачи, выручат в любой беде. Патронирующие лица помогают ребятам в учёбе, в оформлении тех или иных документов, посещают с ними врачей, следят, чтобы жилплощадь действительно имела жилой вид. Все наши лица, осуществляющие поститернатный патронат – женщины. Тем не менее, ни в коей мере нельзя утверждать, что это чисто женское дело. Мужчины в таком деле также необходимы – ведь воспитанников и воспитанниц среди молодых людей, находящихся на постинтернатном патронате примерно поровну. Патронирующий – своего рода учитель жизни, готовящий молодого человека к будущему самостоятельному существованию. Можно возразить – «Они уже совершеннолетние. В их годы самостоятельными быть пора, а не за «поводырей» цепляться». Но не надо забывать, что у большинства ребят, находящихся на постинтернатном «воспитании» была непростая судьба, им, порой, гораздо труднее, чем «родительским» детям адаптироваться в обществе.
В заключении хотелось бы отметить, что постинтернатный патронат становится все более популярной формой устройства молодых людей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – ведь именно в юношеском возрасте так хочется быстрее стать самостоятельным, взрослым, обрести собственное «я» и уважение окружающих, но при этом так необходимо участие и внимание, помощь добрых, заботливых и мудрых людей.
КАК ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ
Социальный педагог отделения для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации,
А.Г. Ганичева
Родителями быть не легко,
но плохо, если нелегко
от этого нашим детям
В последнее время к нам все чаще поступают дети из конфликтных семей. Я думаю, все согласятся, что бесконфликтных семей не существует. Но в одних семьях конфликты не только решаются благополучно, но еще и содействуют укреплению взаимопонимания. А в других семьях они превращаются в затяжную « войну», в которой не может быть победителя. В процессе работы с такими семьями были сформулированы основные причины конфликтов:
|
- непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;
- разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда ребенку приходится лавировать между требованиями отца и матери;
- чрезмерная забота родителей о ребенке, в результате вырастает эгоист, привыкший только получать и ничего не отдавать взамен;
- отношение детей с друзьями, которые приносят родителям « лишние хлопоты»;
- чрезмерная строгость к ребенку и педагогическая «злопамятность» - частые напоминания о прошлых «грехах» ребенка.
|
Мы должны принимать ребенка таким, каков он есть, не обращая внимания на его промахи, не преувеличивая значение его неудач. Если этого нет в семье – ребенок уходит на улицу к таким же неустроенным, как и он сам.
Понимаем ли мы своих детей? За конфликтом в семье чаще всего стоит нежелание понять ребенка, увидеть себя его глазами, неумение анализировать свои действия и их последствия, сотрудничать с ним в сложнейшем процессе его взросления и саморазвития. Поэтому, чтобы изменить поведение ребенка и его самого в лучшую сторону, родителям прежде всего нужно изменить себя.
Самое трудное - понять причины поведения ребенка, которые скрыты от посторонних глаз, и, чтобы не ошибиться в их выяснении, надо хорошо знать своего ребенка и обстоятельства, которые побудили его совершить тот или иной поступок. По сути дела, наши родители оценивают ребенка как себя, исходя из своего представления о возможных причинах поведения, и нередко ошибаются. А нужно встать на позицию ребенка, «перевоплотиться» в него и , вспомнив, как они сами когда-то вели себя в подобных ситуациях, подсказать, как лучше поступить в данном случае.
Проанализировав работу с конфликтными семьями в нашем учреждении, пришли к выводу, что очень часто в качестве ведущей причины возмущающего взрослых поведения ребенка выступает потребность в самоутверждении. Если замечания родителей слишком часты, приказы и критика - слишком резки, ребенок начинает восставать. Смысл такого поведения – отстоять право самому решать свои дела и вообще показать, что он личность. Решение подчас неудачно, ошибочно. Зато оно свое, это главное! В глубине души ребенок переживает и даже страдает из-за резкого замечания, невыполненного обещания, несправедливого наказания. Отсюда вытекает желание отомстить. А поведение все то же: протесты, непослушание, неуспеваемость в школе. Смысл «плохого» поведения можно выразить так: «Вы сделали мне плохо, пусть и вам будет плохо!». Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не выйдет». Это в душе, а внешним поведением он демонстрирует: ему «все равно», «и пусть плохой», «и буду плохой».
|
Работа наших специалистов направлена на конструктивное разрешение конфликта, которое предполагает выигрыш обеих сторон: родителя и ребенка. Не существует плохих и хороших выходов из конфликтной ситуации. В различных жизненных проблемах следует применять адекватные способы их решения.
Первым делом мы предлагаем родителям и детям успокоиться, вместе со специалистами сесть за стол переговоров и проработать несколько последовательных этапов:
- прояснение конфликтной ситуации
- сбор предложений
- совместное обсуждение предложений
- детализация решения
- выполнение решения, проверка.
|
В данном процессе работы имеется несколько положительных моментов:
- Каждого участника выслушали.
- Каждый вник в положение другого.
- Между «сторонами» не возникло ни обиды, ни раздражения.
- Предоставляется возможность осознать свои истинные желания
Наконец, дети получают прекрасный урок, как вместе решать « трудные» вопросы.
Чаще всего проблемы возникают из-за невыполнения детьми родительских требований и правил. В данном случае решаем с родителями вопрос о бесконфликтной дисциплине, которую можно поддерживать, разрешая ребенку что-то делать по своему усмотрению, но в пределах определенных границ, принимать решения самостоятельно, но при условии соблюдения некоторых правил, которых не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими, согласованными взрослыми между собой.
Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. На самом деле дети восстают не против самих правил, а против способов их «внедрения». Тон, которым сообщено требование или запрет, должен быть скорее дружественно- разъяснительным, чем повелительным. Если требование трудно выполнить сразу, следует обговорить возможность отсрочки. После какого- то грубого нарушения главное- помочь ребенку прийти в себя и осознать происшедшее. Наказывая ребенка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохое. В большинстве случаев «трудный» ребенок нуждается только в помощи- и ни в коем случае не в критике, не в наказаниях. Нужно показать ребенку положительное внимание к нему: совместные занятия, игры, прогулки. Главное- не потерять контакт с ребенком, ведь взаимное недовольство будет накапливаться и разъединять.
Рекомендуем родителям избегать крайностей, придерживаться «золотой» середины: родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Наша задача- помочь родителям сознательно строить и совершенствовать родительско-детские отношения. В процессе работы дается психолого-педагогическая информация: экспресс-консультации, беседы, короткие сообщения. Предлагаются и проводятся практические занятия: тренинги, игры, творческие задания.
И вообще, главные усилия надо направить на то, чтобы переключить отрицательные эмоции родителей на конструктивные действия. Да, в каком-то смысле придется менять себя. Происходит так, что ребенок не сразу верит в искренность родительских намерений, проверяет их, демонстрируя плохое поведение. Требуется много терпения и любви, чего зачастую не хватает нашим родителям. Некоторые попадают во власть чувства безнадежности и отчаяния, и отказываются от борьбы за своего ребенка, от разрешения конфликта. Но страшнее всего безразличие, когда родителям все равно, пусть кто-то другой решает проблемы их детей.
Важно понять: для разрешения конфликта нужно сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение детей и взрослых, в результате которых изменяются и те, и другие. Поэтому следует пользоваться правилом: прежде чем предъявить требования к ребенку, предъяви их себе.
comments powered by HyperComments |