Главная | Регистрация | Вход
Среда, 18.12.2024, 14:09
Приветствую Вас Гость | RSS
АНКЕТА

Независимая оценка качества социальных услуг

Год семьи 2024
Безопасное детство
Здоровье персонала
ДТД
Доступная среда
Меню сайта
Полезные ссылки
  • VI Всероссийский конкурс «Спасибо интернету – 2020» для лиц пенсионного и предпенсионного возраста (50+)
  •  

  • Министерство труда и социальной защиты РФ
  •  

  • Министерство труда и социального развития Мурманской области
  •  

  • Министерство здравоохранения Мурманской области
  •  

  • Государственная служба занятости ГСЗН Мурманской области
  •  

  • ГОКУ "Кандалакшский межрайонный ЦСПН"
  •  

  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  •  

  • Правительство Мурманской области
  •  

  • Портал "Государственные Услуги"
  •  

  • Обучение на сайте по программе «Азбука Интернете» для старшего поколения"
  • Категории раздела
    Буклеты и брошюры [13]
    Методический журнал "СпутниК" [8]
    Противодействие коррупции [1]
    Технологии [19]
    Бесплатная юридическая помощь [10]
    Оценка условий труда [6]
    Специальная ценка условий труда
    Объявления [64]
    Объявления
    Доступная среда [10]
    Документация, мероприятия и отчеты
    Материальное обеспечение [0]
    Попечительский совет [29]
    Волонтеры [10]
    Благотворительная деятельность.
    Экстремизм [3]
    Противодействие экстремизму и терроризму, памятки и видиоролики
    Фонд поддержки детей [48]
    Акции и мероприятия проводимые совместно с Фондом поддержки детей,находящихся в трудной жизненной ситуации.
    Национальные проекты РФ [3]
    Национальные проекты РФ
    Роспотребнадзор [1]
    Выставка форум 2021 [7]
    Форум социальных работников [10]
    Форум социальных работников
    Галерея добрых дел [6]
    Волонтерство среди социальных работников
    Безопасное детство [22]
    Проблема безопасности детей сегодня является одной из самых серьёзных, так как опасность подстерегает наших детей везде: на дороге, во дворе, в подъезде дома, да и в любом месте, где может находиться ребёнок.
    Здоровье персонала. [2]
    Главная » Методический журнал "СпутниК"

    Выпуск 2021(1) года
    [ Скачать с сервера (838.0 Kb) ] 13.09.2023, 16:24

    Министерство труда и социального развития
    Мурманской области

     

    Государственное областное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Полярнозоринский комплексный центр социального обслуживания населения»

     

    Журнал Спутник_2021

     

     

    СПУТНИК

    (В.И. Даль “Толковый словарь» - товарищ, попутчик)

     

     

    Журнал Спутник_2021_2

    г. Полярные Зори

    2021г.

     


     

     

    РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПОДРОСТКА

    Полежаева Светлана Валерьевна,
    специалист по работе с семьёй
    отделения для несовершеннолетних,
    нуждающихся в социальной реабилитации.

     

    1. Заинтересованность и помощь. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка, наоборот, может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и антиобщественному поведению.
    2. Способность родителей слушать, понимать и сопереживать. Неспособность родителей к эмпатии (сопереживанию), отсутствие у них эмоциональной восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребенка могут привести к развитию равнодушия и у ребенка. Уважение к подростку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье.
    3. Любовь родителей и положительные эмоции в семейных отношениях связаны с близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью; члены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают отрицательные эмоции, то наблюдается холодность, враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию у ребенка потребности в любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у него замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям, в том числе и к детям.
    4. Признание и одобрение со стороны родителей.
    5. Доверие к ребенку. Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины. Неуверенные в себе родители (или пережившие определенные трудности в прошлом) больше других склонны бояться за своих детей.
    6. Отношение к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку. Достижение подростком самостоятельности происходит в процессе индивидуализации, когда он занимается формированием собственной индивидуальности и в тоже время устанавливает новые связи с родителями. Подросток пытается изменить отношения с родителями, стремясь при этом сохранить прежнее общение, привязанность и доверие. Чтобы проявить собственную индивидуальность, подростки ориентируются на иную, чем у родителей, систему ценностей, ставят перед собой иные цели, иные интересы и иные точки зрения.
    7. Руководство со стороны родителей. Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании подростков, отказываются пересматривать свои взгляды и менять точку зрения; они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту. Это пагубно влияет на самооценку подростка, подавляет развитие его личности, что, в конце концов приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.
    8. Личный пример родителей: способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире.
    9. Сотрудничество с колледжем. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем, педагогом-психологом, заведующим учебного отделения, заместителем директора по воспитательной работе.
    10. Интересуйтесь с кем общается ваш ребенок.

     

    Помните: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

     

    Разговор с подростком на взрослом языке

     

    Родители часто встречаются с проблемой, что в подростковом возрасте дети становятся более замкнутыми, неуправляемыми и намеренно противоречат взрослым. Часто это возникает из-за того, что родители слишком беспокоятся за своих детей: за их безопасность, или, например, успеваемость. Но дети уже выросли и учатся принимать ответственность за свои решения.

    Подросткам хотелось бы спросить совета у родителей о том, как лучше реализовывать их собственные идеи и решения. Им хочется общаться с родителями «на равных». Но часто родители, беспокоясь за своих детей, стараются контролировать все действия подростков. Дети, рассчитывая на помощь родителей, сталкиваются со многими запретами и воспринимают это как недоверие. Поэтому нужно и очень важно найти в себе силы, чтобы признать, что ваш подросток уже вырос и достоин разговаривать с вами на «взрослом языке».

     

    Рекомендации родителям

     

    Безусловно, все зависит от конкретной ситуации и метод влияния на подростка надо подбирать индивидуально. Предлагаем несколько вариантов:

    • Создать нестандартную ситуацию, когда подросток ожидает с вашей стороны сопротивление, недоверие, а взамен получает искренность и помощь в решении его вопросов.
    • Поддержать одно из увлечений подростка, проявлять заинтересованность в хобби и увлечениях.
    • Учредить семейную традицию, когда семья, собираясь вечером вместе, делится событиями, которые произошли с каждым из них в течение дня.

     

    Советы психолога родителям подростков

     

    • Цените откровенность своих детей, искренне интересуйтесь их проблемами.
    • Общайтесь на равных, тон приказа сработает не в вашу пользу. Дайте понять, что Вы понимаете их.
    • Нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.
    • Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.
    • Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным, оскорбительным тоном, тем самым Вы унизите его самого.
    • Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.
    • Пригласите его (ее) подругу (друга) к себе, познакомьтесь – это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если Вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.
    • Расскажите им о себе, вашей истории первой любви – это поможет найти Вам взаимопонимание с ребенком.
    • Если Вы сумеете установить с ним дружеские отношения, то будете иметь возможность не просто контролировать его поведение, но и влиять на его поступки.
    • Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь со множеством проблем, а с другой – стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право.

     

    Подсказки для родителей

     

    1. Согласитесь с беспокойством и неудовольствием. Это возраст, полный противоречий и беспокойства. Ничего ненормального нет в том, что поведение подростка изменчиво и непредсказуемо, что он мечется от крайности к крайности, любит родителей и одновременно ненавидит их и т. д.
    2. Избегайте попыток казаться слишком понимающим. Избегайте таких высказываний как «Я отлично понимаю, что ты чувствуешь». Подростки уверены, что они неповторимы, уникальны в своём роде. Их чувства – это даже для них самих что-то новое, личное. Они видят себя как сложных и таинственных существ, и они искренне огорчены, когда в глазах других их переживания выглядят простыми и наивными.
    3. Различайте согласие и разрешение, терпимость и санкционирование. Родители могут терпимо относиться к нежелательным поступкам детей (например, новая прическа) – то есть поступкам, которые не были санкционированы, не поощрялись родителями.
    4. Разговаривайте и действуйте как взрослый. Не соперничайте с подростком, ведя себя, так как он, используя молодежный жаргон. Подростки нарочно принимают стиль жизни, отличный от стиля жизни их родителей, и это тоже составляет часть процесса формирования их личности. Так начинается их отход от родителей.
    5. Одобряйте подростка и поддерживайте его сильные стороны. Ограничьте комментарии, относящиеся к дурным сторонам характера подростка. Напоминание о недостатках может сильно затормозить общение подростка с родителем. Многоэтапной задачей родителя является создание таких отношений и предоставление подростку такого жизненного опыта, которые будут укреплять характер и создавать личность.
    6. Избегайте акцентировать слабые стороны. При обнаружении другими слабых сторон характера подросток чувствует боль. А если причина этой боли – родители, то она дольше не проходит.
    7. Помогите подростку самостоятельно мыслить. Не усиливайте зависимость от вас. Говорите языком, который поможет развить независимость: «Это твой выбор», «Сам реши этот вопрос», «Ты можешь отвечать за это», «Это твоё решение». Родители должны подводить детей к самостоятельному принятию решений и учить сомневаться в правильности мнений ровесников.
    8. Правда и сочувствие рождают любовь. Не торопитесь вносить ясность в те факты, которые, по вашему мнению, были извращены. Родители, скорые на расправу, не научат уважать правду. Некоторые родители излишне торопятся точно сообщить, где, когда и почему они были правы. Часто подростки встречают такие заявления упрямством и злобой. Таким образом, иногда и правда превращается в смертельное для семейных отношений оружие, если единственная цель – это докопаться до истины.
    9. Уважайте потребность в уединении, в личной жизни. Этот принцип требует некоторой дистанции, что может показаться для некоторых родителей невозможным.
    10. Избегайте громких фраз и проповедей. Попробуйте разговаривать, а не читать лекции. Избегайте заявлений типа «Когда я был в твоем возрасте...», «Это меня ранит больше, чем тебя...».
    11. Не навешивайте ярлыков. «Ты глупая и ленивая. Никогда ничего не добьёшься». Такое «навешивание» ведет к тому, что предсказание исполняется само собой. Ведь дети склонны соответствовать тому, что о них думают родители.
    12. Избегайте неоднозначных высказываний. Обращение родителя к подростку должно содержать одну информацию: понятный запрет, доброжелательное разрешение или открытую возможность сделать выбор.
    13. Избегайте крайностей: давать полную свободу так же неверно, как и «закручивать гайки».
    14. Сохраняйте чувство юмора.

     

    Родителям подростков следует знать, что...

     

    Для подростков характерны следующие характерологические реакции:

    • Реакция эмансипации проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля старших. Может выражаться в настойчивом желании всегда и везде поступать «по-своему», в нарушении установленных старшими порядков, правил. Способствовать обострению этой реакции может гиперопека со стороны старших, мелочный контроль, лишение минимальной самостоятельности и свободы.
    • Реакция оппозиции может быть вызвана чрезмерными претензиями к ребенку, непосильной для него нагрузкой – требованием быть отличником в учебе, преуспевать в занятиях языком, музыкой и т. д. Но чаще эта реакция бывает следствием утраты или резкого уменьшения привычного внимания со стороны близких. Проявлением реакции оппозиции у подростков весьма разнообразны – от прогулов уроков и побегов из дома до попыток самоубийства, чаще всего демонстративных. С этой целью может использоваться умышленное бравирование алкоголизацией или употреблением наркотиков. Все эти демонстрации словно говорят: «Обратите на меня внимание – иначе я пропаду!».
    • Реакция компенсации – это стремление свою слабость и неудачливость в одной области восполнить успехами в другой. Болезненный, физически слабый мальчик компенсирует свою слабость отличными успехами в учебе, позволяющими завоевать авторитет среди сверстников. И наоборот, трудности в учебе могут восполняться «смелым» поведением, предводительством в нарушении поведения, в худшем случае – участием в асоциальных компаниях, совершении правонарушений.
    • Реакция гиперкомпенсации. Здесь настойчиво и упорно добиваются высоких результатов именно в той области, где слабы. Именно в силу гиперкомпенсации застенчивые и робкие подростки при выборе видов спорта отдают предпочтение грубой силе – боксу, самбо, а страдавший заиканием подросток с увлечением отдается занятиям художественным чтением и выступает на любительских концертах.
    • Реакция группирования со сверстниками. У подростков есть острая необходимость в собственном самосознании и принадлежности к группе. Подростки еще не имеют ясно осознанного «образа Я» и часто чувствуют себя более защищенным в среде себе подобных. Чувство «Я» пока еще трудно вычленить из «Мы» – подростки становятся членами разных неформальных организаций. Группа для подростка становится главным регулятором поведения. Этим может быть объяснен известный факт, что подавляющее большинство правонарушений у подростков совершается в группе. Наблюдается закономерность: чем меньше возраст подростка, тем больше состав группы. По мере взросления количество членов группы уменьшается. В возрасте 16-18 лет группа составляет 2-3 человека.

     

    Памятка родителям трудновоспитуемых подростков

     

    • Отнеситесь к проблеме «трудного» ребенка, прежде всего с позиции понимания трудностей самого ребенка.
    • Не забывайте, что ребенок в какой-то степени наше отражение. Не уяснив причин его трудности, не устранив их, мы не сможем помочь ребенку. Поднимитесь над вашими собственными проблемами, чтобы увидеть проблемы вашего ребенка.
    • К трудностям в воспитании отнеситесь по-философски. Они всегда имеют место. Не следует думать о том, что есть «легкие» дети. Воспитание ребенка – дело всегда трудное, даже при самых оптимальных условиях и возможностях.
    • Остерегайтесь паники и фатализма. Они плохие спутники воспитания. Не привыкайте раздувать костер неблагополучия из искры каждой трудной ситуации. Не оценивайте своего ребенка плохо из-за какого-то плохого проступка. Не превращайте неуспех в одном деле в полную неуспешность ребенка.
    • Наконец, будьте оптимистичны! (У меня трудный ребенок, но я верю в его перспективу; у нас много проблем, но я их вижу, а правильно поставленная проблема наполовину уже решена).

     

    Рекомендации для родителей «трудных» подростков»

     

    • Хвалите ребенка за хорошее поведение подобно тому, как Вы указываете ему на ошибки и отрицательное поведение. Поощрение закрепит в его сознании представление о правильном действии.
    • Старайтесь похвалить ребенка за любое изменение к лучшему в его поведении, даже если оно весьма незначительно.
    • Помните, что, прибегая чаще к похвале, Вы способствуете развитию у ребенка уверенности в себе.
    • Старайтесь научить ребенка, как исправить неправильный поступок. Разговаривайте с ребенком в тоне уважения и сотрудничества.
    • Вовлекайте ребенка в процесс принятия решения.
    • Помните, что являетесь для ребенка образцом правильного поведения.
    • Нельзя ожидать от ребенка выполнения того, что он не в состоянии сделать.
    • Воздерживайтесь от заявлений, что ребенок ни к чему не пригоден, от грубостей в стиле «негодяй, бестолковый». Оценивайте сам поступок, а не того, кто его совершил.
    • Используйте любую возможность, чтобы выказать ребенку свою любовь.
    • Прислушивайтесь к ребенку и старайтесь понять его точку зрения, не обязательно соглашаться с ним, но благодаря вниманию, которое Вы ему оказали, он ощущает себя полноправным и достойным участником событий.

     

    Помните, что ребенок охотнее подчиняется правилам, в установлении которых он принимал участие.

     

    «Трудный ребенок». Что же делать родителям?

     

    Чтобы не заводить ваши отношения в тупик, обратите внимание на следующие советы:

    • Замечайте даже незначительные изменения в поведении подростка, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно. Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.
    • Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения подростка. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.
    • Говорите с ребенком, избегая резких выражений. Разговаривайте с ним, объясняйте, но не ставьте ему условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в его досуг.
    • Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая ему посильные задания.
    • Усильте познавательный интерес подростка. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.
    • В ребенка необходимо верить – это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию.

     

    Чего НЕ следует делать?

     

    • Не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему.
    • Не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте детей.
    • Не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребёнок объясняет свои поступки.
    • Не подкупайте подростка и не вымогайте силой обещание не делать то, что вам не нравится.
    • Не отступайте от введённых в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях.
    • Не ревнуйте сына или дочь к друзьям, принимайте из в своём доме и старайтесь познакомиться поближе.
    • Не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если выбор Вам не по душе.

     


     

    АЗБУКА ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Журнал Спутник_2021

     

     

    Полежаева Светлана Валерьевна,
    специалист по работе с семьёй
    отделения для несовершеннолетних,
    нуждающихся в социальной реабилитации.

     

    Каждому человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали и уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех в делах, учебе и на работе, и чтобы он мог себя реализовывать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя. Ребенку это тем более необходимо.

    Безусловно, каждый ребенок индивидуален. В его характере перемешаны как черты отца, так и матери, поэтому никто лучше, чем родители, не знает свое чадо и нет универсальных рецептов воспитания. Однако есть основы, на которые все родители должны ориентироваться. Советы по воспитанию детей-тема благодатная. По этому поводу написаны целые тома. Многие родители думают, что есть правильная программа воспитания и выращивания детей, и если ей следовать, то получатся правильные дети. Это неправда. А кто говорит, что знает, тот обманывает. Мир слишком разнообразен. Ребенок приходит в него, не зная, куда он попал, но с готовностью приспособиться к тому, что здесь происходит. И главная задача родителей – рассказать ему, как тут все устроено: где он будет есть, где спать, разрешено ли рисовать на стенах или лизать мороженое на улице. Нет неправильных вариантов, и разнообразие нашего мира – тому доказательств

    Эта статья посвящена избранным советам по воспитанию детей. И если родители не решат изучить проблему глубже, стать профессором по воспитанию ребенка, то этих советов будет более чем достаточно. Изучать книги по воспитанию детей можно долго и обстоятельно, важно чтобы на само воспитание у родителей осталось время.

     

    Итак, азбука воспитания:

     

    A. Активно слушайте своего ребенка - то есть, возвращайте ему в беседе то, что он хотел вам поведать, обозначая при этом его чувства.

    Б. Больше доверяйте своим детям, делитесь с ними своими чувствами. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

    B. Вместе - значит на равных. Общие дела сближают родителей и детей. Но не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи.

    Г. Гордитесь своим ребенком и иногда говорите ему об этом – это поможет вам защитить его от заниженной самооценки.

    Д. Действия и поступки ребенка можно и нужно иногда осуждать и выказывать свое недовольство, но не его самого и не чувства в целом.

    Е. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

    Ж. Желайте своему ребенку того же, чего бы пожелали себе. Чаще вспоминайте себя в детстве.

    3. Знайте, что похвала-оценка и одобрение не одно и то же. Поддерживайте успехи и огорчайтесь неудачам вместе.

    И. Иногда позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться более самостоятельным.

    К. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщайте о своих переживаниях, о себе, а не о его поведении. Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

    Л. Личность и способности детей развиваются только в той деятельности, которой они занимаются по собственному желанию и с интересом. Не требуйте от ребенка невозможного, или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей ситуации.

    М. Мамины и папины требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

    Н. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе он перестанет воспринимать его. Наказывая ребенка, лучше лишать его хорошего, чем делать ему плохо.

    О. Обнимайте своих детей, пока они не выросли выше вас, но даже и тогда им требуется ласка.

    П. Принимайте своего ребенка таким, какой он есть – то есть любите его не за что-то, а просто за то, что он есть!

    Р. Рискуйте, постепенно снимая с себя заботу и ответственность за личные дела ребенка, его учебу -это развивает самостоятельность и укрепляет доверие к вам.

    С. Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.

    Т. Требуйте от своих детей то, что они уже могут делать или готовы научиться, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

    У. Услышьте и постарайтесь понять хотя бы своих детей. Любой ребенок должен чувствовать себя нужным в семье.

    X. Хорошим правилам родители пытаются научить каждого ребенка, но они должны быть выполнимы, их не должно быть много, и они должны быть согласованы взрослыми между собой.

    Ц. Цените минуты общения с ребенком. Прежде чем автоматически приказать, похвалить, наказать, посоветовать, обозвать, оскорбить или осмеять ребенка – подумайте, понравилось бы это вам.

    Ч. Чаще используйте в повседневном общении приветливые фразы. В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к себе близких.

     

    Современные психологи утверждают: у ребенка, не привыкшего с детства быть счастливым, мало шансов стать счастливым в будущем. У него просто отсутствует душевный опыт счастья, и он, став взрослым, склонен воспринимать жизнь в темных красках. Известный американский психолог Алан Фромм пишет, что ребенок, которого наказывают физически, «утрачивает даже саму способность радоваться жизни», он «почти начисто лишается жизненного оптимизма» («Азбука для родителей»).

    В заключение хочу посоветовать родителям несколько наиболее известных книг о воспитании детей: А.Макаренко «Книга для родителей». С.Соловейчик «Педагогика для всех». А.Лавров, О.Лаврова «Вы, ваш ребенок и мир вокруг». А.Фромм «Азбука для родителей». Эда Ле Шан «Когда ваш ребенок сводит вас с ума».

     


     

    Семья на пороге школьной жизни ребенка

    Журнал Спутник_2021

     

     

    Полежаева Светлана Валерьевна,
    специалист по работе с семьёй
    отделения для несовершеннолетних,
    нуждающихся в социальной реабилитации.

     

    В каждом доме, где растет хотя бы один ребенок, всегда наступает день, когда в жизнь семьи входит школа. Школа дает ученику очень многое, но все исходные жизненные установки ребенок получает в семье

    Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

    В семье событие – ребёнок впервые переступит порог школы. Как он будет усваивать знания, понравится ли ему быть учеником, как сложатся взаимоотношения с учителем, одноклассниками? Эти тревоги одолевают всех родителей, даже если в школу идет уже второй, третий или пятый ребёнок.

    Это естественно, поскольку каждый маленький человек – неповторим, у него свой внутренний мир, свои интересы, свои способности и возможности. И главная задача родителей совместно с педагогами так все организовать, чтобы ребёнок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился.

    Как должны вести себя взрослые, чтобы добиться этого? Важна заинтересованность в успехах, в школьных делах маленького ученика. Он должен чувствовать, что родителям, дедушкам и бабушкам очень важно и интересно знать, что происходило в школе, что нового (по каждому предмету в отдельности) узнал он сегодня. Желательно поддерживать интерес к учёбе, перенося новые знания ребёнка на повседневную жизнь (использовать навык счёта, чтобы посчитать, сколько птиц село на ветку или сколько красных машин стоит у дома, навык чтения – чтобы прочитать вывеску или название новой книжки, купленной мамой). И, конечно, необходимо поощрять каждое маленькое и большое достижение малыша. Дело в том, что особенно в возрасте 6-10 лет дети ориентированы на реакцию взрослых. Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя, стараются привлечь к себе внимание, почувствовать себя нужными, любимыми и хорошими. Поэтому для пап и мам, бабушек и дедушек это реальный рычаг для поддержания и повышения интереса к школе и обучению. Чтобы кроме внешних атрибутов школьной жизни (портфель, тетради, учебники и т.п.) появилось внутреннее ощущение перехода в новое качество «ученик», необходимо отношение взрослых к поступлению в школу как к ответственному, серьёзному шагу ребёнка («Ты теперь ученик, большой мальчик, у тебя новые, серьёзные обязанности»). Конечно, ребенок будет продолжать играть и в куклы, и в машинки, но нужно давать установку на «взросление». А это не только новые обязанности, но и новые возможности, более сложные поручения и определённая самостоятельность. Контроль необходим, но всё же нужно постараться дать возможность первокласснику «подрасти» в своём мироощущении, почувствовать себя старше.

    У каждой личности должно быть своё пространство. Если у ребёнка нет своей комнаты, нужно организовать рабочее место. Важно не переусердствовать в выполнении домашних заданий. Дети в возрасте 6-7 лет должны заниматься не более получаса, далее нужно делать перерыв не менее 15 минут. Количество не всегда переходит в качество! Кроме того, длительным написанием палочек и крючков можно надолго отбить охоту к учёбе.

     

    О чём же необходимо помнить родителям?

    • Избегать чрезмерных требований. Не спрашивать с ребенка все и сразу. Требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывать, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё только учиться управлять собой и организовывать свою деятельность. Не пугать ребенка трудностями и неудачами в школе, чтобы не воспитать в нем ненужную неуверенность в себе.
    • Предоставить ребенку право на ошибку. Каждый человек время от времени ошибается, и ребенок здесь не является исключением. Важно, чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить. В противном случае у ребенка сформируется убеждение, что он ничего не может.
    • Помогая ребенку выполнять задание, не вмешиваться во все, что он делает. Дать ему возможность добиться выполнения задания самостоятельно.
    • Приучать ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности.
    • Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений. «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...», обращение к взрослому на «Вы», должны войти в речь ребенка до школы. Учить ребенка быть вежливым и спокойным в обращении и отношении к людям (и взрослым, и детям).
    • Приучать ребенка к самостоятельности в быту и навыкам самообслуживания. Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым и уверенным в своих силах он будет себя чувствовать. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки, аккуратно есть и т.д.
    • Не пропустить первые трудности в обучении. Обращать внимание на любые затруднения, особенно если последние становятся систематическими. Все проблемы с учебой, поведением и здоровьем гораздо проще решить в самом начале. Не закрывать глаза на проблемы, они все равно никуда не уйдут сами!
    • Читая книжки, обязательно обсуждать и пересказывать прочитанное вместе с ребенком; учить его ясно выражать свои мысли. Тогда в школе у ребенка не будет проблем с устными ответами. Когда спрашиваете его о чем-либо, не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.
    • Обязательно соблюдать режим дня и прогулок! От этого зависит здоровье ребенка, а значит и его способность лучше и проще усваивать учебный материал! Здоровье – это база для всего развития ребенка, это количество его сил, которые он может потратить не перенапрягаясь, а, следовательно, и без разнообразных последствий (неусидчивость, раздражительность, обидчивость, частые простудные заболевания, слезливость, грубость, головные боли и т.д.). Особенно это касается тех детей, у которых с рождения присутствует повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость или какие-либо неврологические осложнения. В таком случае правильный и четкий режим дня становится не только организующим, но и профилактическим средством против дальнейшего ослабления нервной системы.
    • Не забывать, что ребенок еще несколько лет будет продолжать играть (особенно это касается 6-леток). Ничего страшного в этом нет. Наоборот, в игре ребенок тоже учится. Лучше поиграйте вместе с ним и в процессе выучите какие-нибудь понятия (например: левый–правый).
    • Ограничьте время нахождения ребёнка за телевизором и компьютером до 1 часа в день. Родители ошибочно полагают, что времяпрепровождение перед телевизором и за компьютером являются отдыхом или разгрузкой после напряжённого дня. В отличие от взрослых, оба этих занятия действуют возбуждающе на неокрепшую нервную систему ребёнка, в свою очередь, провоцируя повышенную утомляемость, двигательную активность, перевозбуждение, раздражительность и др.
    Категория: Методический журнал "СпутниК" | Добавил: zyf
    Просмотров: 107 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Участникам СВО
    Фин. грамотность
    Оценка качества
    Роспотребнадзор
    Проекты РФ
    COVID-19
    Волонтерство
    Добровольцы
    Горячие линии
    Осторожно
    Дети
    Архив записей
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 101
    Поиск
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Форма входа

    Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz