Министерство труда и социального развития
Мурманской области
Государственное областное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Полярнозоринский комплексный центр социального обслуживания населения»
СПУТНИК
(В.И. Даль “Толковый словарь» - товарищ, попутчик)
г. Полярные Зори
2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОСТИНТЕРНАТНЫЙ ПАТРОНАТ - ЧТО ЭТО?
Заместитель директора
ГОУСОССЗН «Полярнозоринский КЦСОН»
Елена Лапина
|
После окончания интернатного учреждения молодые люди лишаются привычного окружения, особого типа организации жизни. Они сталкиваются с проблемами, связанными с получением и обустройством жилья, устройством на работу, организацией быта и свободного времени, взаимодействием с социумом и т.д.
|
Для молодого человека, долгое время находившегося в довольно замкнутых условиях, это становится большим стрессом. И если в это время рядом с молодым человеком окажется взрослый человек, неравнодушный к его судьбе, к которому всегда можно обратиться за помощью, который выслушает и посоветует, подскажет и направит клиента в «нужном» направлении, то вхождение выпускника интернатного учреждения во взрослую жизнь будет менее болезненным.
29.05.2006 года в Мурманской области был принят закон № 759-01-ЗМО «О патронате».
Что такое постинтернатный патронат? Кто его может осуществлять? Какие он ставит перед собой задачи? На эти и другие вопросы нам отвечают строки закона:
Постинтернатный патронат – форма оказания лицом, осуществляющим постинтернатный патронат, социальной помощи ребенку-сироте и ребенку, оставшемуся без попечения родителей, а также лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, являющемуся выпускником учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основными задачами постинтернатного патроната являются:
- защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, являющихся выпускниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- содействие социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их интеграции в общество.
Лицами, осуществляющими постинтернатный патронат, могут быть граждане РФ – совершеннолетние лица обоего пола, независимо от их семейного положения.
На основании закона Мурманской области «О патронате» ГОАУСОН «Полярнозоринский КЦСОН» осуществляет следующие полномочия по организации постинтернатного патроната:
- организует установление и осуществление постинтернатного патроната над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет;
- осуществляет подбор и обучение лиц, желающих оказывать услуги по постинтернатному патронату, оформляет договоры с данными лицами в соответствии с гражданским законодательст-вом;
- организует материальное и финансовое обеспечение постинтернатного патроната;
- осуществляет психологическое, социальное, педагогическое сопровождение патроната;
- осуществляет текущий контроль за осуществлением постинтернатного патроната.
Это основные выдержки из закона «О патронате». За сухими фразами закона лежит кро-потливая работа постинтернатных воспитателей. Сопровождение выпускников – дополнительная эмоциональная и физическая нагрузка, но одновременно, это активная позиция взрослого челове-ка, желание помочь молодому человеку вступить в самостоятельную жизнь.
Если Вы энергичны и неравнодушны,
Если Вам нравится помогать людям, преодолевать трудности,
Если Вы можете выслушать и помочь советом, значит, Вы можете осуществлять постинтернатный патронат!
К содержанию
ПРОБЛЕМЫ ПОСТИНТЕРНАТНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА!
Методист
организационно-методической службы учреждения
Романова Е.Г.
|
Внимание проблеме постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в России стало уделяться в конце 90-х годов ХХ века.
|
Постинтернатная адаптация воспитанников детских домов и по сей день является очень важной проблемой, т. к. переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более ребенка, выросшего в учреждении интернатного типа на полном государственном обеспечении в другом мире, который соприкасается с реальным только отдельными сторонами.
Большинство выпускников интернатных учреждений обладают особенностями, некоторые значительно осложняют их самостоятельную жизнь:
- отсутствие опыта социальных контактов с людьми на работе, в сфере обслуживания, здравоохранения;
- трудности в общении там, где требуется строить отношения;
- несформированность потребности и способности трудиться;
- иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, отношений собственности;
- отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье, тесных эмоциональных отношений;
- недостаточное развитие индивидуальности, что характеризуется низким уровнем сознания, сниженной собственной активностью;
- отсутствие нравственного иммунитета к условиям той среды, из которой большинство из них происходит;
- плохое состояние здоровья и др.
В результате у них в той или иной степени формируется неспособность к сознательному выбору своей судьбы, перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения без достаточного противовеса положительных ценностей, социально-приемлемых возможностей и образцов успеха, которые может дать сегодня детский дом.
После окончания интернатного учреждения молодые люди лишаются привычного, более или менее безопасного окружения, четкого распорядка, особого типа организации жизни. Выходя из стен интернатных учреждений, выпускники сталкиваются с весьма широким кругом сложных проблем:
- проблемы защиты прав, в частности жилищных и трудовых;
- психологические проблемы, решение которых предполагает умение разбираться в людях;
- способность не впадать в панику в трудных жизненных ситуациях;
- множество частных, но весьма существенных проблем функционального характера: оказание себе первой помощи, приготовление обеда, ремонт жилья, разрешение конфликтов с соседями, рациональное использование средств на покупки и др.
В этой связи возникла необходимость построения эффективной системы сопровождения выпускников детских домов на этапе их социальной адаптации. Этот этап нельзя жестко нормировать, так как у разных молодых людей продолжительность периода социальной адаптации различна, но в любом случае он измеряется годами.
Очень сильным фактором, влияющим на успешность жизненного устройства выпускников, является неготовность общества принять этих молодых людей и содействовать их социализации. Как правило, вчерашние воспитанники детских домов остаются без поддержки, не представляют, кому они могли бы доверять и на кого рассчитывать, для них велик риск вовлечения в криминальное сообщество.
Судьбы выпускников детских домов и школ-интернатов во многом зависят от той помощи и поддержки, на которую они могут рассчитывать после ухода из этих учреждений. Наша задача – помочь выпускнику интернатного учреждения перейти в сложный и трудный современный мир, найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни. Этим и занимается отделение постинтернатной адаптации, которое является, своего рода, переходной формой из мира интерната во внешний мир, создает среду общения, положительные ценностные представления, помогает делать в жизни первые самостоятельные шаги, обеспечивать их успешность и запас положительного опыта, ведет работу по преодолению тяги к негативному образу жизни.
В июне 2006г. на территории муниципального образования открылся «Полярнозоринский центр постинтернатной адаптации». В 2010г. Центр вошел в состав ГОАУСОН «Полярнозоринский комплексный центр социального обслуживания населения» и был переименован в «отделение постинтернатной адаптации». В 2011г. в работе отделения появилось новое направление, и оно стало называться «отделение постинтернатной адаптации и помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации».
В течение всего времени своего существования отделение постинтернатной адаптации целенаправленно решает проблемы постинтернатной адаптации молодых людей в возрасте от 18 до 23 лет, способствует успешному вхождению выпускников во взрослую жизнь, оказывает им необходимую помощь в период их самостоятельной жизни. Деятельность по подготовке клиентов отделения к независимому проживанию и самостоятельной жизни строится с участием специалистов и с учетом психологических особенностей лиц вышеуказанной категории, при этом осуществляется комплексный подход к решению проблемы.
Специалисты, работающие в отделении постинтернатной адаптации, решают следующие основные задачи:
- оказание социальной и психологической помощи бывшим воспитанникам детских домов на начальном этапе их самостоятельной жизни;
- защита прав и интересов выпускников детских домов;
- сбор статистических материалов, характеризующих постинтернатную жизнь воспитанников;
- определение причин неуспеха их самостоятельного обустройства в жизни;
- разработка предложений по социально-педагогической коррекции опыта воспитанников с целью их подготовки к позитивному жизненному выбору и др.
Специалистами отделения ведется большая работа по различным направлениям с целью социализации подопечных. К таким направлениям относятся:
Кроме перечисленного, перед специалистами отделения постинтернатной адаптации стоят и другие важные задачи, от выполнения которых во многом зависит будущее бывших воспитанников интернатных учреждений:
- обеспечение сохранения и укрепления физического и психического здоровья;
- оказание медицинской, социальной и психологической помощи;
- защита прав и интересов на всех уровнях социального обеспечения, подготовка к пози-тивному жизненному выбору;
- проведение работы по преодолению предрасположенности к негативным жизненным выборам;
- формирование здорового образа жизни, профилактика и предотвращение возможных правонарушений;
- помощь по организации досуга;
- формирование умений и навыков самостоятельного проживания;
- оказание консультационной поддержки в решении широкого круга жизненных проблем;
- помощь в социальной адаптации в жизни и деятельности в обществе и т.д.
Таким образом, в отделении постинтернатной адаптации сложилась довольно стройная система деятельности в результате которой налажены такие важнейшие сферы жизнедеятельности клиентов, как бытовая сфера, прежде всего организация жизненного пространства, сфера межличностного взаимодействия, содержащая в себе возможности для получения опыта дифференцированных отношений; ведется активная работа по созданию воспитывающей среды внутри отделения, что предполагает формирование в ней таких отношений, которые будут способствовать формированию социализации личности.
Специалисты отделения, работающие с выпускниками интернатных учреждений, отмечают, что, к сожалению, большинству подопечных свойственно нежелание приспосабливаться к соци-альному окружению, отсутствие стремления учитывать мнение других людей, дефицит искренних эмоциональных отношений. Мотивация у них к изменению поведения низкая, так как ранее окру-жающая их среда выработала оптимальный для них стиль поведения. Все это способствует ведению молодыми людьми асоциального и криминального образа жизни, или, наоборот, делает их жертвами преступлений.
Значительную роль в решении проблем выпускников сиротских учреждений может сыграть психологическая служба учреждения. Психологическая адаптация клиентов отделения крайне важна при вступлении в самостоятельную жизнь. Самое главное здесь – это преодоление психоло-гических трудностей, которые заключаются в привычке жить в замкнутом сообществе, неумении интегрироваться в открытое общество, создавать новые контакты с людьми, с которыми им пред-стоим общаться.
При контакте психолога с клиентом выявляются проблемы, определяются способы, последо-вательность и пути совместного их решения. Анализ этих проблем показывает, что с молодыми людьми необходимо начинать работать до их выхода из детского дома. С этой целью в отделении постинтернатной адаптации практикуются выездные дни работы в детских домах и интернатах Мурманской области.
Специалисты отделения во время таких выездов рассказывают о деятельности отделения, приглашают будущих выпускников при возникновении проблем после выпуска обращаться к ним за помощью. Особое внимание специалисты уделяют вопросу формирования каждым выпускником «пакета необходимых документов», ориентируют выпускников, в какие учреждения им необходимо обращаться в каждом отдельном случае.
В связи с тем, что основная направленность взаимодействия человека и социальной среды связана с трудом, можно говорить о социально-трудовой деятельности как основе адаптационного процесса («социально-трудовая адаптация»).
Большое внимание специалистами отделения постинтернатной адаптации уделяется работе по выработке умений и навыков труда в домашнем хозяйстве, формированию представлений о собственном жилище, его гигиене, уходу за жильем.
Результатом такой работы является формирование у клиентов отделения определенных уме-ний и навыков, таких как умение приготовить пищу, ухаживать за обувью и одеждой, оборудовать место своей деятельности и проживания, рационально тратить денежные средства; формирование культуры взаимодействия со средой проживания и т. д. Другими словами молодые люди учатся формировать оптимальный режим жизни.
За время существования структурного подразделения постинтернатной адаптации специалисты постоянно сталкиваются с одной из самых сложных проблем выпускников интернатных учреждений – трудовой адаптацией. Находясь в условиях государственного обеспечения, молодые люди зачастую просто не воспринимают трудовую деятельность как средство существования, поэтому и не настроены на этот важный вид жизнедеятельности.
Можно выделить ряд проблем, которые возникают при трудоустройстве подавляющего большинства клиентов:
- не мотивированы на работу;
- пассивны, не знают и не умеют простейших вещей;
- на стадии собеседования не могут донести свою мысль до собеседника, испытывают страх перед общением;
- неуверенность в себе, замкнутость, некомпетентность, конфликтность, безответственность.
Все это сильно мешает при трудоустройстве. Однако и те клиенты, кого устроили на работу, зачастую там не удерживаются. Случаются срывы в процессе трудоустройства: договорились, а клиент не пришел и, таким образом, трудоустройство не состоялось. Бывает, что трудоустройство состоялось, молодой человек проработал какое-то время, и ушел. Некоторых подопечных приходится устраивать на работу три, четыре раза подряд.
Еще одну важную проблему приходится решать в процессе работы со всеми выпускниками интернатных учреждений – это формирование положительного образа семьи и семейных отношений.
Необходимо заметить, что разнообразный совместный досуг способствует созданию иной атмосферы общения, которая содействует благоприятному разрешению личных жизненных проблем и создает ощущение успешности и уверенности в своих силах, что, в свою очередь, является основой созидательного отношения к собственной судьбе.
Все вышесказанное говорит о том, что создание отделений постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений более чем оправдано. Самым главным является то, что каждый выпускник учреждения интернатного типа, выходя из стен отделения и начиная самостоятельную жизнь, не остается один на один со своими проблемами – он всегда может обратиться за помощью к специалистам отделения, получить совет и поддержку.
Специалисты, работающие с этим контингентом, прекрасно понимают, что в помощи нуждаются практически все выпускники интернатных учреждений – помощи или в учебе, или в решении жилищного вопроса, или в поиске работы и адаптации в трудовом коллективе, или в воспитании ребенка, или в социально-психологическом сопровождении и т.д. Поэтому работа в отделении с клиентами не заканчивается и после их выпуска из группы круглосуточного (стационарного) пребывания.
Кроме того, молодые люди могут встать на патронатное или социально-психологическое сопровождение, которые ориентированы на использование различных путей решения проблемы социальной адаптации.
Таким образом, исходя из понимания положения детей-сирот в нашем обществе и учитывая сложность их в социальной адаптации, основной целью является комплексная подготовка лиц из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, к полноценной самостоятельной жизни после выхода из детского дома или интерната. К сожалению, в связи с отсутствием в учреждениях разной ведомственной принадлежности единой системы отслеживания жизнеустройства бывших воспитанников, нет возможности проследить результаты проделанной работы. Имеющаяся информация неполная и несистемная, источник ее получения – чаще всего сами выпускники, обращающиеся за помощью.
Для более продуктивного сотрудничества работников и клиентов отделения существует острая необходимость обучения специалистов инновационным технологиям деятельности в сфере постинтернатной адаптации, а также укрепления материально-технической базы.
По существу, специалисты по социальной работе, работающие в отделении постинтернатной адаптации, выполняют роль наставников, которые помогают молодым людям решать насущные вопросы. Это очень важный аспект, когда есть к кому обратиться за советом.
Главным итогом своей работы специалисты отделения постинтернатной адаптации «Полярнозоринского комплексного центра социального обслуживания населения» считают повышение самооценки клиентов, умение самостоятельно справляться с возникающими проблемами, удовлетворенность качеством своей жизни.
Сегодня и специалисты, и общество в целом осознают актуальность проблемы подготовки выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни. Ведь ее замалчивание приводит не только к неустроенности молодых людей, асоциальному поведению, но и к вторичному соци-альному сиротству, низкому социальному статусу.
К содержанию
ПЛАН - КОНСПЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА.
«Формирование представлений о брачно-семейных отношениях»
пгт Зашеек.,
Веденеева 12 А
Участники тренинга: клиенты отделения постинтернатной адаптации молодые люди и девушки из числа детей - сирот в возрасте от 18 до 23 лет.
|
Актуальность темы: исследования педагогов и психологов, анализ современной ситуации показывают, что для тех, кто провел детство в стенах детского дома, создание собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой, однако они чаще, чем домашние сверстники, терпят неудачи, оказываются неспособными не только создать благополучную семью, но и сохранить ее. Среди тех, кто отказывается от своих детей, есть и молодые матери из числа детей – сирот. Выпускники детских домов, кроме жизненных проблем (нет квартиры, средств к существованию), испытывают большие трудности в построении взаимоотношений с супругами и детьми.
|
Основные задачи:
- оказание помощи в осуществлении социально – психологической ориентации в проблемах меж-половых и брачно-семейных отношений;
- поддержание позитивных взглядов, позиций и установок на проблемы межполовых и брачно-семейных отношений.
1. Этап раскрепощение, доверие, внедрение правил
Открытие социально-психологического тренинга. Приветственное слово. План работы и цели социально-психологического тренинга. Представление участников. Знакомство. Принятие правил
Знакомство. Каждый участник называет свое имя и говорит несколько слов о себе. Перед этим предлагается написать свое имя на листке для бейджика. Не обязательно это будет настоящее имя, можно назвать себя по-другому. Если решили взять другое имя, то, представляясь, следует сказать и настоящее, а потом попытаться объяснить, почему вы решили его сменить.
Рефлексия «Здесь и теперь» Участники рассказывают о своем состоянии, ожиданиях каждого (активность, интерес к происходящему, усталость и т.д.)
Упражнение «Глаза в глаза».
Ведущий говорит о том, что в обычной жизни зачастую люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой, после чего предлагает участникам занятия в течение 3-5 минут смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с каждым членом группы. По окончании ведущий спрашивает о чувствах, испытанных во время упражнения, кому и почему было трудно установить зрительный контакт.
Это упражнение помогает установить более глубокий и доверительный контакт между участниками группы и диагностировать свое умение спокойно, без напряжения смотреть в глаза собеседнику.
Упражнение «Умение вести разговор»
За неумением вести разговор, поддерживать беседу часто скрывается отсутствие интереса к дру-гому человеку, недостаток сопереживания, живого участия по отношению к нему, боязнь тесных контактов с людьми. Преодолевать эти черты начинают с развития навыков ведения и поддержания разговора. Группа делится на пары. Темы для беседы выбираются самостоятельно, но несколько примеров подсказывает ведущий. Например: возможные трудности в отношениях с девушками (юношами). Ответы рекомендуется давать также подробные, развернутые. После 3-5 минут диалога партнеры меняются ролями.
Упражнение.
В жизни важно уметь не только поддерживать разговор, проявляя собственную активность, но и молча выслушивать собеседника, что является подчас не менее важным проявлением участия, сопереживания другому. Группа делится на пары и в течение нескольких минут по очереди рассказывают друг другу основную информацию о себе, После чего один партнер представляет другого от первого лица, причем рассказчик стоит за спиной представляемого, положив руки ему на плечи. Затем участники меняются местами. Обмен чувствами, возникшими во время упражнения проводится в конце упражнения.
Рефлексия «Здесь и теперь»
Участники рассказывают о своем состоянии, ожиданиях каждого (активность, интерес к происходящему, усталость и т.д.)
Принятие правил групповой работы (участники предлагают – правила записываем используя флипчарт)
2 этап рабочий. Информирование, диагностика сложностей, практическая часть.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК.
I. Психологические особенности мужчин и женщин Обсудить три момента: эмоциональность, наблюдательность и коммуникабельность.
- Психологические различия мужчин и женщин в эмоциональности. Никто не будет спорить, что женщина, несомненно, более эмоциональна, нежели мужчина. Требовать от женщины того, чтобы она сдерживала свои эмоции, порой просто бессмысленно. Излишняя эмоциональность порой мешает женщине принимать адекватные и правильные решения, поступки мужчин основаны на трезвой оценке и анализе ситуации.
- Психологические различия мужчин и женщин в наблюдательности. Издревне принято считать, что мужчина намного наблюдательнее женщины, так как это у него в крови. Эта черта развилась вместе с обретением навыков охоты и рыбалки. Но и женщина наблюдательна по-своему. Если мужчина более наблюдателен в плане общего отношения к жизни, работе, учёбе, так сказать, в стратегических моментах, то женщина обладает большей наблюдательностью в быту, в семье, в отношениях. Не зря девушка всегда замечает, если мужчина косится не в ту сторону. И мужская наблюдательность, и женская, это на 100-процентов положительные качества, способствующие развитию общества. В критических жизненных ситуациях женская наблюдательность исчезает (во многом по причине излишней эмоциональности), мужская же, наоборот, обостряется.
- Психологические различия мужчин и женщин в коммуникабельности. Здесь женщина на высоте. Часто женщина говорит много, но часто не по делу, лишь бы что-то сказать, такая чрез-мерная болтовня ведёт не только к: излишним материальным затратам и далеко не всегда обеспечивает взаимопонимание. Мужчины легче договорятся между собой и решат спорные вопросы, нежели женщины.
Упражнение «Любовь бывает»
Участники по очереди называют прилагательное, с их точки зрения характеризующее любовь (не повторяя уже сказанное). Ведущий записывает все слова на доске, затем обсуждается многогранность любви, ее проявлений.
Упражнение.
В двух командах (желательно по половому признаку). Команда №1 записывает черты, поступки, характерные для женщин, а команда №2 –для мужчин. Затем эти различия озвучиваются, дополняются и обсуждаются.
II. Знакомство и установление отношений. Культура взаимоотношений юношей и девушек .Дать знания о взаимоотношениях полов: знакомство и ухаживание. Обучить правилам знакомства с противоположным полом.
Основные понятия: Знакомство, способы знакомства.
Как и где знакомиться?
- Средства связи
- Улица
- Общественные места
- С помощью знакомых
Опрос по кругу и беседа эффективность различных способов знакомств
Фразы, с помощью которых можно познакомиться. В двух командах придумывают по 5 фраз для знакомства. Затем каждая команда обыгрывает предложенные ведущим ситуации знакомства с этими фразами.
Ситуация 1 «Знакомство в поезде (при активной позиции юноши)»; ситуация 2 «Знакомство в троллейбусе (предполагает активную роль девушки в знакомстве)»; ситуация 3 «Знакомство в парке на скамейке (юноша настаивает на знакомстве, а девушка отказывается)».
Обсуждение.
Задание: составить список советов для людей, ищущих свою половинку.
Некоторые советы для людей, ищущих свою половинку:
- проявляйте инициативу
- верьте в себя
- откажитесь от предубеждений
- посвятите значительное время поиску новых знакомых и не ждите слишком многого
- задавайте интересные вопросы, заинтересуйте объект внимания
- не возбуждайте несбыточных надежд
- не будьте слишком горды – проявляйте чувства
- говорите комплименты
- зная свою ранимость, не отчуждайтесь от друзей
Проводится групповой анализ ситуаций, обсуждение наиболее эффективных приемов знакомства и ухаживания.
Упражнение.
Работа в парах по обсуждению утверждений:
- Утверждение 1: выбор партнера зависит от вашей самооценки; от того сколько у вас комплексов и как вы с ними справляетесь, зависит, насколько достойного партнера вы получите.
- Утверждение 2: в первую очередь каждый должен понять себя: что ему нужнее – материальная поддержка, духовное единство, обладание желанным партнером, исполнение своих желаний;
- Утверждение 3: все ошибки в выборе происходят от непонимания и неумения разбираться в людях;
- Утверждение 4: те, кто не достоин любви, любовь и не встречают. Обсуждение.
Заполнение участниками «Характеристики образа будущего супруга (супруги)
|