Мы расскажем быль как сказку,
Как построили наш дом.
Да устроен он не просто,
Но зато уютно в нем.
Под одной просторной крышей
Нам всем вместе веселей.
Все ребята точно знают
Сколько разных здесь идей.
Сегодня хочу начать рассказ об удивительном, уникальном учреждении именно с этих перефразированных строк популярной песни, которые прозвучали на десятилетнем юбилее социального приюта для детей и подростков.
Основная задача социозащитных учреждений в нынешних нелёгких экономических условиях – это формирование социальной мобильности детей и молодёжи, способности к саморазвитию, самореализации. Мероприятия по социальной реабилитации и адаптации такого учреждения как социальный приют не могут полностью отвечать вышеперечисленной задаче. Вы спросите почему? Ответ прост – возрастные рамки обслуживаемых граждан, а именно от 3-х до 18 лет. А где же выпускники интернатных учреждений? Кто и где им поможет в приобретении житейских умений и навыков, в умении общаться и занимать активную жизненную позицию, при выборе профессии, в создании собственного жизненного пространства.
Проведя значимый отрезок своей жизни сначала в асоциальной семье, потом в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, молодой человек приобретает такие качества личности, как иждивенчество, инфантилизм, перегруженность отрицательного опыта, самонесостоятельность. Выйдя в самостоятельную жизнь, выпускник интернатного учреждения вынужден сам решать задачи и пути своего собственного взросления, зачастую делая неправильный выбор.
Обеспечить нормальное социальное развитие любого человека возможно только в адекватной социальной среде. Этой средой и является наше учреждение – Комплексный центр социального обслуживания населения, на базе которого успешно функционируют два отделения: отделение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и отделение постинтернатной адаптации. Предметом деятельности отделений является социальное обслуживание детей в возрасте от 3-х до 18 лет, семей с детьми, отдельных граждан, в том числе лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет-выпускников интернатных учреждений, молодёжи в возрасте до 30 лет, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.
Задачи каждого отделения перечислять нет смысла, деятельность которых направлена на оказание своевременной, при необходимости экстренной социальной помощи и поддержки детям и молодёжи, находящимся в трудной жизненной ситуации.
А закончить нашу сегодняшнюю встречу я также хочу небольшим отрывком финальной юбилейной песни нашего учреждения:
Пусть над добром смеётся зло, - ты здесь всегда найдёшь тепло
Открыта людям наша дверь, поверь в друзей! В себя поверь!
К содержанию
МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ В СОЦИАЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
|
Впервые об использовании мандал в деятельности психолога, я узнала когда была студенткой. Поработав некоторое время с ними на лекциях по Арт –терапии, впервые сама прочувствовала их мощный ресурс и достаточно объемное психологическое содержание.
Мандала - в переводе с санкрита - круг. В разных культурах, у разных народов мандала носит особый сакральный смысл.
Внимание психологов давно привлекла ее роль в психическом мире человека. Одним из первых стал заниматься изучением мандал Карл Густав Юнг. В наши дни за рубежом накоплен большой опыт работы с их использованием в психотерапевтической и психологической работе не только с детьми и подростками, но и с взрослыми.
Некоторые технологии применения мандал я использую в работе с воспитанниками. При проведении диагностики в индивидуальной и групповой формах использую с целью изучения семейного окружения, изучения детско-родительских отношений, при проведении социометрии, изучении ситуации конфликтных отношений и т.д.
|
Заведующая отделением для несовершеннолетних
Светлана Полежаева
|
Мандалы могут использоваться:
- для снятия внутренней тревожности ребенка, релаксации,
- для формирования положительной установки к себе,
- для развития творческого потенциала,
- развития произвольности поведения,
- для развития мелкой моторики,
- воспитания аккуратности ( мл. школьники, дошкольники).
Научить детей сосредоточиться, успокоиться может помочь раскрашивание мандал. Конечно, необходим определенный материал: релаксационная музыка, краски, кисти, карандаши и прочее.
Работая с использованием мандалы, как средства для релаксации и расслабления, необходимо знать о том, что раскрашивание мандалы должно приносить радость ребенку, то есть ребенок работает без принуждения. Нельзя навязывать ребенку выбор мандалы, он это делает самостоятельно. Раскрашивание мандалы требует высокой концентрации внимания, поэтому необходимо подкрепление взрослого. Цвет ребенок выбирает самостоятельно, только он решает, какой цвет ему нужен в данный момент. Раскрашивать мандалу подростки (взрослые) должны от наружного края к середине. Дошкольники и младшие школьники раскрашивают от середины к краю. Это и будет способом расслабления, релаксации.
В данной методике нет четких правил, психолог не дает советы, ребенок должен действовать интуитивно. Самое важное это соблюдение направления и порядок раскрашивания, так как однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания, таким образом, идет снижение внутреннего напряжения.
Чем чаще ребенок работает с мандалой, тем меньше трудностей будет у него с целенаправленностью поведения, тем больше он будет развивать свое творчество.
Каждый ребенок может создать мандалу самостоятельно. Можно использовать различный материал: это может быть цветная соль (предварительно раскрашенная), цветной песок, камушки, бусины, бисер, пуговицы, косточки, семена, разный бросовый материал, крупа, горох, цветная фасоль и т.д. С детьми, имеющими психофизические особенности можно использовать готовые трафареты, мозаику.
Процесс создания мандалы - это очень увлекательное занятие, которое способствует появлению уверенности в себе, душевному спокойствию, согласию с собой и с окружающим миром. Каждый раз процесс создания можно завершать медитацией под музыку, таким образом, идет процесс активизации фантазии и воображения, где форма, цвет, узор, да и сам ребёнок.
К содержанию
ОБЩЕНИЕ КАК ФОРМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
|
Если дети младшего возраста чаще не имеют глубоких личных контактов со сверстниками и в общении больше ориентируются на взрослых, то подростки испытывают необычайно высокую потребность в общении со сверстниками; общение становится для них как бы самостоятельным видом деятельности.
Для изучения круга общения существую различные методики. Достаточно широко используется Графическая беседа «Мой круг общения».
Ход занятия:
Берется лист бумаги, два цветных (красный и синий) и простой карандаши. Социальный педагог начинает беседу:
- Я знаю, что любой человек не очень любит отвечать на вопросы о себе (особенно незнакомого). Давайте вместе попробуем изобразить свою жизнь на рисунке, а потом обсудим некоторые интересные и важные её моменты.
|
Социальный педагог
Оксана Кундозёрова
|
Представим, с кем и где тебе приходится общаться в течение дня; каждому найдем место – «дом» в круге твоего общения.
- Рисуем круг и делим его на секторы. После проведения вертикальной черты образуется два сектора: «Школа» и «Вне школы». Горизонтальная черта выделяет секторы «сверстников» и «взрослых». Это 1 вариант. Можно - в школе: ребята и учителя; вне школы: ребята и родные. Это 2 вариант. 3-ий вариант, когда верхнее и нижнее полукружия обозначают сферы благополучно-радостного события ( общение со знаком «+») и неблагополучно-огорчительные ( со знаком «-«).
- Теперь надо «заселить» каждый «дом» людьми, с которыми тебе приходится сталкиваться более близко (друзья, с кем бы ты хотел общаться, с кем не хотел бы).
- С помощью условного обозначения (прямоугольников) на окружности обозначаем названных ребенком детей и взрослых. Штриховкой обозначаем людей, с которыми добрые отношения (красным), и тех, кто огорчает (синим). Как правило, ребята по ходу дают свои комментарии.
- В большом кругу нарисуем еще один круг, в его центре поместим тебя – напишем твое имя. А теперь, используя 2 карандаша: темный – «недоброжелательные», «неприятные», красный – «приветливые», «радостные», - обозначим симпатии и антипатии. Если симпатии обоюдны, то «Я» соединяем с соответствующим прямоугольником определенного цвета и наоборот.
Затем или по ходу работы, обсуждаем наш рисунок.
Данную методику можно использовать как индивидуально, так и в группе.
К содержанию
СПЕЦИФИКАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ В ОТДЕЛЕНИИ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ.
К содержанию
|