|
Основные направления работы
с разными категориями семей с несовершеннолетними детьми, нуждающимися в социальной реабилитации
|
Одним из основных направлений работы с семьями является социальное сопровождение. Это система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.
Основная цель специалиста по социальной работе с семьей отделения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, – оказание социальной помощи семье, способствующей сплочению, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка.
Задачи сопровождения детей из семей с признаками социального неблагополучия:
- выявление неблагополучных семей, желающих принять социально-психологическую помощь, планирование и проведение с ними работы;
- определение причин семейного неблагополучия;
- организация конструктивных взаимоотношений членов семьи между собой и с окружением: формирование способности семьи к самодостаточному функционированию;
- оказание помощи семье в доступности информационных, правовых, социальных, образовательных, медико-социальных, реабилитационных и иных ресурсов общества для улучшения качества жизнедеятельности семьи и ее членов;
- мотивация членов семьи к изменениям стиля и качества жизни, способствующим адаптации семьи к новым условиям жизнедеятельности;
- профилактика семейного неблагополучия;
- содействие устранению факторов девиантного поведения членов семьи;
- повышение социального статуса семьи;
- обеспечение прав детей на полноценное, всестороннее развитие
Принципы работы с семьей:
- повышение ее активной жизненной позиции;
- повышение престижа здоровой семьи;
- воспитание коммуникативной культуры;
- поддержка самореализации членов семьи;
- социальное партнерство служб, работающих в системе социальной помощи семье;
- профилактика семейных проблем.
Этапы работы с семьей:
- изучение семьи и существующих в ней проблем;
- первичное обследование жилищных условий, знакомство со всеми членами семьи, ее окружением;
- диагностика причин неблагополучия семьи, ее особенностей, ценностных ориентаций;
- составление плана работы с неблагополучной семьей и его реализация;
- текущие и контрольные обследования семьи;
- анализ результатов работы.
Формы работы:
- социальный патронаж;
- воспитательная (предотвращение возникающих семейных проблем, формирование педагогической культуры родителей, социально – педагогическая поддержка семьи, направленная на создание благоприятного климата, коррекцию межличностных отношений);
- консультативно – разъяснительная работа (консультирование, убеждение);
- родительские тематические собрания;
- координационная помощь (выявление семейного неблагополучия, активизация служб и ведомств по совместному разрешению проблем конкретной семьи, содействие в осуществлении социальной поддержки, в организации материальной и бесплатной юридической помощи, обеспечение представительства в суде);
- организационная помощь (содействие в организации семейного досуга, проведение совместных мероприятий с родителями и детьми для создания благоприятной атмосферы общения между родителями, детьми и специалистами, проведение конкурсов, мероприятий средовой адаптации).
Ожидаемые результаты работы и их социальная эффективность:
- улучшение микроклимата в семье;
- возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни;
- обучение родителей навыкам социально – поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком.
- оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций;
- повышения уровня психолого-педагогической культуры;
- улучшение взаимодействия педагогов, детей и родителей.
В работе с различными категориями семей, основной нашей задачей, является установление доверительных отношений. Успех сотрудничества обеспечивается благодаря педагогическому такту и этике взаимоотношений, умению видеть проблемы в семье, деликатно их корректировать и гармонизировать.
М.А. Радченко
специалист по социальной работе
отделения для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации |