Главная | Регистрация | Вход
Понедельник, 06.05.2024, 00:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Год семьи 2024
Безопасное детство
Здоровье персонала
Выставка-форум 23
ДТД
Доступная среда
Меню сайта
Полезные ссылки
  • VI Всероссийский конкурс «Спасибо интернету – 2020» для лиц пенсионного и предпенсионного возраста (50+)
  •  

  • Министерство труда и социальной защиты РФ
  •  

  • Министерство труда и социального развития Мурманской области
  •  

  • Министерство здравоохранения Мурманской области
  •  

  • Государственная служба занятости ГСЗН Мурманской области
  •  

  • ГОКУ "Кандалакшский межрайонный ЦСПН"
  •  

  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  •  

  • Правительство Мурманской области
  •  

  • Портал "Государственные Услуги"
  •  

  • Обучение на сайте по программе «Азбука Интернете» для старшего поколения"
  • Категории раздела
    Статьи учреждения [154]
    Пресс-релизы [72]
    Главная » Статьи » Статьи учреждения

    Как избежать конфликтов в детском коллективе
    10.11.2015, 15:50

    Как избежать конфликтов в детском коллективе

    Как избежать конфликтов в детском коллективе

     

     

    Разногласие, спор, конфликт… Мы часто сталкиваемся с ними в повседневной жизни, на работе, в школе, на улице, в транспорте, в семье. Проблема конфликта между родителями и детьми или её ещё называют «Проблема отцов и детей», одна из древнейших на земле. Ведь ещё Сократ в 5 веке до нашей эры говорил: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей».

    Понятно, что конфликты всегда существовали, существуют, и будут существовать, они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений. Поэтому социально значимой задачей для специалистов отделения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, является организация совместной деятельности с детьми по предупреждению конфликтов, которая строится по следующим принципам:

     

    • добровольность;
    • активность ведущего взрослого;
    • предупреждение открытых конфликтов между детьми;
    • безоценочность;
    • безопасность.

     

    Работа по предупреждению конфликтов в детском коллективе ведется на 2 уровнях:

     

    1 уровень – это профилактика, которая заключается в создании атмосферы взаимодействия, когда каждый ребенок постепенно понимает, что нужно строить нормальные человеческие отношения со всеми окружающими.

    2 уровень – это работа по поводу каждого конфликтного случая.

     

    В ходе первичного социального обследования у детей школьного возраста выявляются различные проблемы:

     

    • снижение уровня обучаемости;
    • низкая самооценка;
    • неуверенность в себе;
    • недоверие к окружающим;
    • рассеянность;
    • тревожность;
    • агрессивность или изолированность от коллектива.

     

    Причины проблемных ситуаций, возникающих у детей:

     

    • социальная изоляция;
    • стрессовая, конфликтная ситуация;
    • полнейшее безразличие со стороны родителей к судьбе собственного ребенка;
    • выделение одного из детей в семье, предвзятое отношение;
    • распространение физического наказания (зачастую к этому прибегают родители, с которыми в детстве тоже жестоко обращались).

     

    Это так называемые социологические, ситуационные и психологические причины, возникающие в семье.

     

    А в детской среде, непосредственно в детском коллективе, преобладают следующие социологические и психологические причины:

     

    • негативное воздействие средств массовой информации (пропаганда насилия и жестокого обращения к детям);
    • травля или буллинг – особый вид психологического насилия в детской среде, в результате которого у ребенка в первую очередь страдает эмоциональная сфера – возникает эмоциональное напряжение, снижается самооценка, появляются беспокойство и тревога, создается проблема в налаживании межличностных взаимоотношений.

     

    Дети бывают порой необоснованно жестоки и поводом для издевательств может послужить любая особенность, а именно:

     

    • физические недостатки (ношение очков, двигательные нарушения);
    • особенности поведения (замкнутость, импульсивность);
    • особенности внешности;
    • неразвитые социальные навыки;
    • отсутствие опыта жизни в коллективе;
    • болезни (речевые нарушения);
    • низкий интеллект и трудности в обучении;
    • национальная принадлежность.

     

    Со стороны детей – всевозможные способы воздействия:

     

    • высмеивание;
    • присвоение кличек;
    • бесконечные критические замечания;
    • унижение;
    • объявление бойкота, то есть отказ от общения с жертвой, в результате ребенок отторгнут и находится в изоляции.

     

     

    Выявив проблему ребенка, определив ее причину, специалист назначает для себя цели и задачи, которые необходимо решить в процессе работы с ребенком. Составляет индивидуальную программу реабилитации, где планируются конкретные занятия по различным видам деятельности (коммуникативная, учебно-познавательная, ценностно-ориентировочная, игровая), в которых нуждается ребенок.

    В разработанной мною программе я планирую как индивидуальные, так и групповые занятия по социально-нравственному воспитанию, которые способствуют предотвращению конфликтов внутри детского коллектива. И начинаю с детей дошкольного и младшего школьного возраста, потому что то, что мы заложим в душу ребенка сейчас, обязательно проявится позднее, скажется на его и нашей жизни. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности, закладывается именно в дошкольном возрасте, в возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

    Цикл занятий «Азбука общения» на основы коммуникации состоит из 3 блоков:

     

    «Я и моя семья» (Темы занятий: «Кто я такой», «Я среди людей», «Самый дорогой человек», «Привычки хорошие и плохие»). В процессе занятий развиваются самосознание ребенка, чувство собственного достоинства, стремление совершать хорошие поступки, оказание помощи ребенку в оценке значимости семьи в его жизни;

    «Мир взрослых» (Темы занятий: «Почему взрослые хмурятся?», «Мы и взрослые», «Легко ли человеку быть одному?», «Хорошие качества людей»).

     

    В ходе этих занятий решаются следующие задачи:

     

    • научить детей видеть связь между своими поступками и чувствами взрослых;
    • сформировать представления о разных способах поведения по отношению к старшим (помочь, попросить прощения);
    • развивать способность замечать эмоциональное состояние окружающих.

     

    «Среди сверстников» (Темы занятий: «Мальчики и девочки», «Почему бывают драки?», «Легко ли быть справедливым?», «Зачем нужен друг?», «Учусь сочувствовать»).

    На этих занятиях дается представление о детях разного пола, дети знакомятся с нормами общения в коллективе, необходимостью считаться с мнением других, подчиняться общим правилам, учатся сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, различать обман и выдумку. В ходе занятий используются коммуникативные игры и различные ситуации для общения, развивающие упражнения, дидактические игры.

    C детьми среднего школьного возраста и подростками планируются и проводятся занятия по воспитанию коммуникативной культуры. В своей работе я широко использую материал программы «Навстречу». В этой программе заложен цикл занятий и мероприятий по профилактике конфликтных отношений в детском коллективе. На занятиях подростки получают знания о том, как правильно общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.

     

    Данный курс помогает:

     

    • наладить адекватные межличностные взаимоотношения подростков и закрепить навыки бесконфликтного общения на разных уровнях;
    • мотивировать учащихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков, скорректировать собственное поведение и укрепить чувство собственного достоинства;
    • способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе и укрепить уважение к окружающим.

     

    В процессе подготовки и проведения занятий используются следующие методы и формы работы:

     

    • беседа;
    • ролевая игра;
    • коммуникативные игры и упражнения («Ласковое имя», «Кто я?», «Дневник радости», «Поводырь», «Подарки», «Доброе животное» и др.);
    • методы самовыражения (в рисунке, в создании образа – упражнения «Страна Икс», «Рисуем чувства», «Психологический портрет друга» и др.);
    • двигательные упражнения («Дождь», «Веселое приветствие» и многие др.).

     

    В результате проведенных занятий дети пришли к выводу, что большинство конфликтов можно решить на основе компромисса, что в общении большое значение и силу имеет слово. Вовремя сказанное, оно может предотвратить ссору, погасить конфликт в самом его начале:

     

    Когда ты хочешь молвить слово,
    Мой друг, подумай – не спеши.
    Оно бывает то сурово,
    То рождено теплом души.
    Оно то жаворонком вьется,
    То медью траурной поет.
    Покуда слово сам не взвесишь,
    Не выпускай его в полет.
    Им можно радости прибавить
    И радость людям отравить.
    Им можно лёд зимой расплавить
    И камень в крошку раздробить
    Оно одарит, иль ограбит,
    Пусть ненароком, пусть шутя.
    Подумай, как бы им не ранить
    Того, кто слушает тебя.
    Специалист по социальной работе
    отделения для несовершеннолетних,
    нуждающихся в социальной реабилитации

     

     

    Ганичева А.Г.

     

     

    Категория: Статьи учреждения | Добавил: zyf
    Просмотров: 2410 | Загрузок: | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Фин. грамотность
    Оценка качества
    Роспотребнадзор
    Проекты РФ
    COVID-19
    #МыМожем
    Волонтерство
    Добровольцы
    Горячие линии
    Осторожно
    Дети
    Архив записей
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 98
    Поиск
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Форма входа

    Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
    comments powered by HyperComments