Главная | Регистрация | Вход
Воскресенье, 28.04.2024, 23:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Год семьи 2024
Безопасное детство
Здоровье персонала
Выставка-форум 23
ДТД
Доступная среда
Меню сайта
Полезные ссылки
  • VI Всероссийский конкурс «Спасибо интернету – 2020» для лиц пенсионного и предпенсионного возраста (50+)
  •  

  • Министерство труда и социальной защиты РФ
  •  

  • Министерство труда и социального развития Мурманской области
  •  

  • Министерство здравоохранения Мурманской области
  •  

  • Государственная служба занятости ГСЗН Мурманской области
  •  

  • ГОКУ "Кандалакшский межрайонный ЦСПН"
  •  

  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  •  

  • Правительство Мурманской области
  •  

  • Портал "Государственные Услуги"
  •  

  • Обучение на сайте по программе «Азбука Интернете» для старшего поколения"
  • Категории раздела
    Статьи учреждения [153]
    Пресс-релизы [72]
    Главная » Статьи » Статьи учреждения

    ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «МИР НА ЛАДОШКЕ» - ТЕХНОЛОГИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО НАСТАВНИЧЕСТВА
    21.11.2023, 15:21

    Практика наставничества является одним из наиболее эффективных средств формирования у детей и их родителей из неблагополучных семей социального опыта, воспитания гуманности, морально-нравственных ценностей. Пробуждает желание жить в соответствии с человеческими ценностями, формировать духовные потребности, обеспечивающие мотивацию деятельности и поступков.

    Указом президента России 2023 год объявлен годом Педагога и наставника. Именно наставничество является укреплением связей между поколениями, играет важную роль в воспитании детей и их дальнейшем жизненном выборе. В процессе взаимодействия с наставниками старшего поколения, у детей и их родителей повышается мотивация к трудовой деятельности, появляется стремление к изучению истории своей страны, уважение к старшим и сохранение исторической преемственности поколений.

    Объединяет наставников не только опосредованная передача опыта от «старшего» к «младшему», но и умение сопереживать, понять и принять. Наставники привлекают родителей к активному участию в совместном с детьми творчестве и коррекционной работе над ожиданиями от результатов творческой и трудовой деятельности детей. Выстраивается взаимодействие с ребенком и с его семьей в целях определения условий, направлений деятельности и оказания необходимой поддержки, с использованием ресурсов самого ребенка, родителей, социального окружения.

    С этой целью, в отделении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, реализуется технология добровольческого наставничества - «Мир на ладошке». Направление данной практики заключается в передаче знаний, умений, навыков от более опытного и знающего поколения, предоставлении помощи и совета детям и родителям из неблагополучных семей, оказании необходимой поддержки в социализации и взрослении несовершеннолетних.

    В процессе отработки данной технологии решаются следующие важные задачи: выработка эффективных способов взаимодействия: наставники - дети - родители, формирование творческой активности, расширение жизненного кругозора детей и взрослых. Реализуется раскрытие потенциала каждого наставляемого, повышение мотивации к его личностному, физическому и интеллектуальному развитию. Осуществляется социализация, самоопределение, адаптация сопровождаемого в социальной и образовательной среде; решается проблема профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия.

    Технология наставничества «Мир на ладошке» реализуется в форме двух треков (сопровождения): первый трек - это «Наставник - наставляемый (ребенок)», второй трек - «Наставник - наставляемый (родитель)». Формы сопровождения различные, это может быть индивидуальная - сопровождение ребенка с учетом его личных индивидуальных особенностей, также групповая, где сопровождаются группы детей или семей, обладающих общими или сходными жизненными проблемами и коллективная, которая заключается в организации наставничества в работе с коллективом, обладающим различными типами развития и социализации в обществе. В практике нашего отделения используются все 3 формы сопровождения.

    В качестве наставников выступают участники наших проектов - это волонтеры добровольческих клубов «Действуй» и «Волонтер», также волонтеры «серебряного возраста», специалисты комплексного центра, педагоги школ, где учатся наши дети. В фокусе внимания наставника находится личность сопровождаемого и его внутренний мир, деятельность сопровождаемого, а также система его социальных отношений.

     

    С целью реализации технологии «Мир на ладошке» наставник решает следующие задачи:

    • отражает способности к совместной деятельности: определению цели, созданию проекта и плана действий;
    • предоставляет каждому наставляемому возможность проявить свои таланты и познавательные интересы;
    • показывает способность понимать переживания и сопереживать в процессе межличностных отношений, выражать солидарность и согласие, находить компромисс;
    • определяет способность к самонаблюдению в системе отношений, к оценке качества взаимодействия и осознанию необходимых изменений.

     

    Наставничество в отделении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, реализуется в трех направлениях: в форме деятельности «Коворкинга» (совместной работы), Сотворчества (сотрудничества) и добровольческой деятельности воспитанников отделения для несовершеннолетних (Мы – волонтеры).

    Первое направление технологии в форме «Коворкинг» – реализуется через участие воспитанников и их наставников в экологическом проекте отделения для несовершеннолетних «Зеленый дворик». Цель проекта - формирование экологической культуры воспитанников на основе трудового, патриотического, нравственного воспитания через совместную деятельность несовершеннолетних, их родителей, сотрудников центра, наставников, волонтеров в благоустройстве и озеленении территории комплексного центра и по месту жительства.

    Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко. Как жить в согласии с природой? Лучше всего это было сделать на примере небольшого участка местности, что позволило детям и взрослым ощутить свою значимость, способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное. В данном случае, такой экспериментальной площадкой послужила теплица на территории нашего комплексного центра. Ведь центр - это общий дом для наших воспитанников. И, конечно, каждому «его жителю» хотелось бы видеть свой дом красивым не только изнутри, но и снаружи.

    В процессе проведенного опроса выяснилось, что 60% сотрудников и клиентов комплексного центра недовольны состоянием своих дворов, из них 35% согласились принять участие в благоустройстве и озеленении своей территории и оказать посильную помощь при наличии посадочного материала. Именно поэтому, была выбрана тема проекта «Зеленый дворик», чтобы вырастить рассаду цветов для озеленения и благоустройства не только нашего центра, но и частички родного города.

    Данная тема является наиболее актуальной, потому что одним из негативных факторов, на сегодняшний день является ухудшение состояния здоровья детей, рост вредных привычек, бесполезное времяпровождение подростков. Работа в теплице вместе с наставниками, занятие детей и подростков полезным физическим трудом – это также практическая работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Когда ребенок занят, не возникает мыслей и нет времени для совершения противоправных поступков.

     

    Наставниками и волонтерами были определены основные задачи проекта:

    1. Активизация познавательной деятельности, развитие инициативы и творчества воспитанников, приобретение экологических знаний, использование новых технологий, ориентированных на практику.
    2. Трудовое воспитание и профориентация несовершеннолетних через вовлечение в социально значимую деятельность - работу в теплице по выращиванию цветов.
    3. Формирование детско-родительских отношений, связи поколений через взаимодействие участников проекта.

     

    Чтобы реализовать данный проект, наставники и специалисты отделения изучили и использовали следующие методы работы: словесный, исследовательский, поисковый, наглядный, практический и метод коллективного творчества. Наметили формы работы - создание творческих рабочих групп, проведение теоретических занятий, организация мастер-классов, проведение экологических субботников и экскурсий, создание экологических проектов.

    Реализация проекта проходила в 3 этапа: подготовительный – весна, практический – лето. заключительный – осень. В процессе первого этапа, воспитанники отделения для несовершеннолетних, совместно с привлеченными волонтерами и сотрудниками центра, изучили экологическую обстановку, собрали и обработали информацию, провели анкетирование, опрос общественного мнения по теме проекта. Затем организовали творческую группу, работающую по теме проекта, в которую вошли все желающие. Далее, в процессе проведенных теоретических занятий, ребята познакомились с разнообразием и красотой цветов, формами озеленения участка, устройством цветников, различными видами составления букетов, с новыми понятиями и терминами.

    Воспитанники получили сведения о специфике различных видов профессий, связанных с озеленением: ландшафтный дизайнер, флорист и т.п., в выборе профессии, связанной с какой-либо отраслью биологической науки. Затем усилиями ребят была подготовлена территория к благоустройству и озеленению, с помощью взрослых установлена теплица, подготовлен посадочный материал.

    Практический этап заключался в подготовке почвы, внесении удобрений, проведение текущего ухода за выращиванием рассады. И самое главное - высадка рассады в теплицу и выращивание цветов, поддержание порядка травяного покрова и клумб территории центра.

    На заключительном этапе был подведен итог полученных результатов и обобщение опыта работы, организована живая выставка «Праздник цветов». В день Знаний дети пошли в школу с цветами, выращенными собственными руками. Информация о деятельности воспитанников отделения для несовершеннолетних по реализации проекта «Зеленый дворик» была размещена на сайте нашего учреждения www.Kcsonpz.ucoz.ru, в муниципальных СМИ.

    Совместное участие в проекте помогло детям и взрослым проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроить территорию, принять участие в жизни нашего центра и города. Наставниками было организовано трудовое воспитание и профориентация несовершеннолетних через вовлечение в социально значимую деятельность - работу в теплице по выращиванию цветов и получение сведений о специфике различных видов профессий, связанных с озеленением. В полной мере была реализована связь теории с практикой: дети приобрели знания в области цветоводства и навыки работы в теплице. Полученные знания о растениях смогли использовать на уроках биологии и географии в школе. Были созданы благоприятные условия для развития организаторских способностей, физической активности и укрепления здоровья несовершеннолетних.

    Несовершеннолетние воспитанники совместно с волонтерами клуба «Действуй» ежегодно принимают активное участие в городских субботниках и экологических акциях «Чистые игры». Участие в эко-квесте «Чистые игры» Арктического кубка чистоты в г. Полярные Зори дало нашим ребятам возможность через игру увидеть проблемы загрязнения окружающей среды и приступить к их решениям.

    «Чистые игры» - это веселая игра с призами и подарками, где команда воспитанников под названием «Хранители природы» соревновалась с другими командами в поисках мусора на природной территории. После старта ребята собирали мусор в мешки, сортировали его и зарабатывали баллы. В итоге «Хранители природы» собрали пять больших мешков всевозможных отходов: стекла, пластика, картона, металла, резины. Так, участие в экологической, образовательной и волонтерской акции «Чистые игры» позволило воспитанникам внести свой вклад в охрану окружающей среды. В этот день ребята сделали важное и нужное дело – любимый город стал еще чище!

    В результате реализации мероприятий проекта «Зелёный дворик» организована занятость и временная трудовая деятельность, профориентация несовершеннолетних. Организован отдых и оздоровление несовершеннолетних и детей из семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации в каникулярный период. Участие в проекте «Зеленый дворик» в период с 2019 по 2022г приняли 45 воспитанников отделения для несовершеннолетних, 12 детей из семей, состоящих на социальном сопровождении, 16 родителей, 11 волонтеров «серебряного возраста», 10 волонтеров добровольческих клубов. Это 76% от общего количества участников.

    Второе направление технологии «Мир на ладошке» - это Сотворчество, которое реализуется через участие в проекте «Театр на подушках, старт которому дан в 2022 году. Целью данного Проекта является организация совместного семейного досуга через занятия художественной и театральной деятельностью, сплочение членов семьи, нормализация диалога между родителями, детьми и другими членами семьи.

    В наш стремительный век информатизации забываются классические методы в воспитании детей. Как сделать семейный досуг интересным, увлекательным, в котором будут участвовать не только дети, но и их родители? Как привить любовь к чтению, литературе и творчеству? Таким волшебным средством является театральная деятельность.

    Учеба через игру – естественное детское состояние. Многие игровые методики из проекта «Театр на подушках» отлично применимы и в учебной деятельности: они помогают наладить взаимодействие учеников, повысить их мотивацию к учебе. С помощью театрализованной деятельности есть возможность познакомить детей с многообразием окружающего мира через сценические образы, развить речь, обогатить словарь. В процессе занятий были выполнены упражнения по социально-эмоциональному развитию детей и формированию выразительности исполнения - знакомство с жестами, мимикой, движением, костюмами. Дети познакомились с театральными терминами: актёр, суфлер, режиссер, сцена, декорации, антракт.

    Театр дает такие навыки, которые пригодятся в жизни вне зависимости от профессии, которую выберет ребенок. Главное, театр дает навык живого общения, которое в условиях современного использования социальных сетей, является большим дефицитом. Дети и взрослые – родители, волонтеры молодежных клубов, «серебряные» волонтеры, педагоги учатся работать в команде, ощущать партнерство, развивают умение формулировать свои мысли и выражать эмоции. Совместными усилиями воспитанников отделения для несовершеннолетних и «серебряных» волонтеров социально-реабилитационного отделения для граждан пожилого возраста и инвалидов был поставлен спектакль, с целью популяризации деятельности Детского телефона доверия. В игровой форме были показаны принципы работы Телефона доверия. В сложной жизненной ситуации для ребенка особенно важна возможность получения помощи, способствующей сохранению психологического благополучия.

    Очень важно, что в проекте «Театр на подушках» задействованы не только дети, но и их родители. Активное участие в спектаклях приняли четыре семьи из двенадцати, прошедших за 2022 год. Театр помогает сблизить родителей с детьми. Занимаясь театральной деятельностью, дети вместе с родителями учатся коллективной работе над характерами персонажа, а также общаться со зрителем и друг с другом. За прошедший период совместными усилиями детей и их родителей, активным участием специалистов отделения было подготовлено и показано зрителям 4 музыкальных спектакля по мотивам русских народных сказок. Постановка данных произведений на современный лад очень заинтересовала зрителей. В рамках муниципального конкурса «Зеленая планета», дети совместно с педагогами подготовили экологический кукольный спектакль, посвятив его защите природы.

    Особенно театр актуален для подростков: в этом возрасте дети ищут себя, а в театре они могут прожить разные роли. В данной ситуации наставниками проекта принимаются во внимание индивидуальные особенности каждого подростка, учитывается социальная среда, в которой он формируется как личность, происходит вовлечение подростков «группы риска» в творческую деятельность. Детям дается возможность проявить себя, независимо от знаний и возраста, и увидеть результат своей работы, получив обратную связь от сверстников и взрослых. Достигнут конечный результат проекта - работа семейной театральной студии с показом театрализованных представлений.

    В процессе проведенной работы наставников по экологическому, трудовому, эстетическому воспитанию несовершеннолетних, уменьшилось количество семей, находящихся в социально опасном положении. В связи с улучшением положения в семьях, с 2019 года по 2022 год, снято с учета 7 семей из 18, с профилактического учета в КДН и ЗП, ОВД - 6 детей из 10 от общего числа воспитанников. Организована семейная досуговая и трудовая деятельность, направленная на гармонизацию внутрисемейных отношений с целью коррекции детско-родительских отношений.

    Информация о мероприятиях в рамках проекта «Театр на подушках» размещена на сайте нашего учреждения www.Kcsonpz.ucoz.ru.

    Третье направление технологии «Мир на ладошке» реализуется в добровольческой деятельности самих воспитанников отделения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В рамках реализации мероприятий программы «Я-волонтёр» ГОАУСОН «Полярнозоринский КЦСОН», ребята ежегодно принимают участие во Всероссийских и региональных патриотических акциях, таких как «Свеча памяти», «Письмо ветерану», «Связь поколений», ухаживают за памятниками и захоронениями героев Великой Отечественной войны и локальных войн.

    Благодаря сотрудничеству с волонтерами добровольческого клуба «Действуй» нашими воспитанниками проводятся праздничные мероприятия, спортивные эстафеты, мастер-классы для граждан пожилого возраста и инвалидов. Волонтеры добровольческого клуба «Действуй» ежегодно помогают нашим ребятам организовывать тематические встречи, мероприятия, приуроченные к Дню волонтёра.

    Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым.

     

    В заключении можно с уверенностью сказать, что основные поставленные задачи, в рамках реализации технологии «Мир на ладошке», достигнуты:

    • организована свободная среда для совместной работы по принципу сотрудничества: «работать вместе на равных»;
    • создана демократичная атмосфера для общения людей с разной занятостью и опытом;
    • достигнут рецепт успеха: (Знание + Активность) х Трудолюбие = Успех.

     

    Cпециалист ГОАУСОН «Полярнозоринский КЦСОН»>,
    по работе с семьёй отделения для несовершеннолетних,
    нуждающихся в социальной реабилитации
    Ганичева Александра Геннадьевна,
    184230 г. Полярные Зори, Мурманской области, ул. Ломоносова д. 4а,
    к.т.: 815-32 7-11-19

    Категория: Статьи учреждения | Добавил: zyf
    Просмотров: 38 | Загрузок: | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Фин. грамотность
    Оценка качества
    Роспотребнадзор
    Проекты РФ
    COVID-19
    #МыМожем
    Волонтерство
    Добровольцы
    Горячие линии
    Осторожно
    Дети
    Архив записей
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 98
    Поиск
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Форма входа

    Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
    comments powered by HyperComments