В рамках работы Первого Арктического форума социальных работников 16.12.2021г. работал круглый стол «Цифровая трансформация социальной сферы». С приветственным словом к участникам Форума обратился заместитель директора Департамента информационных технологий Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Пинчук Вячеслав Олегович. Он задал основной тон и определил направленность работы участников круглого стола, пояснил, что в связи с вынужденной изоляцией поменялся формат предоставления услуг получателям социальной сферы. В онлайн формате предоставляются меры социальной поддержки, оформляются пенсионные назначения, проводятся выплаты гражданам, зарегистрированным в качестве безработных. Возврата к прежнему формату не будет. Государственная информационная система будет развиваться с использованием информационных систем Минпросвещения России, Минобрнауки России, Рособрсобрнадзора, ФНС России и др. в межведомственном электронном взаимодействии при предоставлении мер социальной поддержки в электронном виде. Так же будет создана единая социальная платформа, объединяющая данные о получателях услуг. Было отмечено, что вся система должна быть клитентоориентированной на получение всех социальных услуг получателем только на основании одного заявления.
В продолжение разговора исполнительный директор ПАО Сбербанк Поляков Е.В. поделился опытом Сбербанка по доставке мер социальной поддержки получателям. Евгений Викторович рассказал о практике Москвы по внедрению технологии разработанной Сбербанком, по использованию карты единой платежной системы «Мир» любого банка, как социального паспорта- это и проездной, и карта получения мер социальной поддержки. Технология позволяет записать на карту любую информацию, осуществлять контроль целевого использования средств социальной поддержки.
Директор Кировского центра социального обслуживания населения, Тихонов Валерий Владимирович, поделился опытом предоставления услуг в онлайн формате в учреждении социального обслуживания – это и обучение пользованию сервисом Госуслуги граждан пожилого возраста, это индивидуальные консультации и групповые занятия с «особыми» детьми, их родителями.
Цифровизация является важной составляющей успешного внедрения системы долговременного ухода – это создание единого информационного банка данных о получателях услуг, что дает возможность в рамках межведомственного взаимодействия оперативно обмениваться информацией о состоянии здоровья получателя социальных услуг. Социальные работники, благодаря обмену информацией, получают рекомендации по уходу. Опыт создания структуры взаимодействия при организации работы и осуществления контроля предоставляемых услуг своего региона представила Министр социальной защиты населения, Кузбаса Воронина Елена Анатольевна.
О перспективах применения автоматизированного учета и искусственного интеллекта в работе социальных служб Югры поделилась директор Департамента социального развития Ханты – Мансийского автономного округа Югры, Пономарева Тереза Анатольевна. Она рассказала о реализации проекта «Автоматизированные системы обработки информации», который позволяет предоставлять услуги по адресному назначению мер социальной поддержки без контактов со специалистами. В учреждениях социального обслуживания специалисты по работе с семьей и социальные работники обеспечены планшетами, что позволяет вести электронный документооборот, автоматизировать учет услуг. В учреждениях проводится роботизация услуг по уборке территории, услуг буфетчика. Тереза Анатольевна показала, как через мобильный портал социальных услуг получатель может осуществлять вызов сиделки, сертифицированной няни для ребенка, заказывать социальное такси и др.
Ольнева Вера Александровна, директор Центра социальной поддержки населения г. Мурманска рассказала о применении цифровых технологий в сфере социальной защиты в Мурманской области. Информацией о внедрении технологий экстренных идентификаторов с участниками Форума поделился генеральный директор ООО «Республика», Сенкевич Александр Леонидович. Про внедрение цифровых решений при оказании мер социальной поддержки и социальных услуг в Республике Алтай рассказал Министр труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, Сумин Адар Геннадьевич.
Резюмируя выступления спикеров, можно подвести итог - социальная сфера на самом начальном этапе цифровизации. Цифровые технологии помогают в организации работы в социальном обслуживании, а самое главное, помогают облегчить жизнь человеку. |