Главная | Регистрация | Вход
Понедельник, 29.04.2024, 03:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Год семьи 2024
Безопасное детство
Здоровье персонала
Выставка-форум 23
ДТД
Доступная среда
Меню сайта
Полезные ссылки
  • VI Всероссийский конкурс «Спасибо интернету – 2020» для лиц пенсионного и предпенсионного возраста (50+)
  •  

  • Министерство труда и социальной защиты РФ
  •  

  • Министерство труда и социального развития Мурманской области
  •  

  • Министерство здравоохранения Мурманской области
  •  

  • Государственная служба занятости ГСЗН Мурманской области
  •  

  • ГОКУ "Кандалакшский межрайонный ЦСПН"
  •  

  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  •  

  • Правительство Мурманской области
  •  

  • Портал "Государственные Услуги"
  •  

  • Обучение на сайте по программе «Азбука Интернете» для старшего поколения"
  • Категории раздела
    Планы мероприятий [180]
    Мероприятия [792]
    Обновления информации [109]
    Обновление информации различных разделов сайта

    НАЗАД "Выпуск 2011 года (страница 2)

     

     

     

    ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ. Практическая часть. Дискуссия.

    III. Брак. Семья. Исторический обзор возникновения и развития семейных отношений муж-чин и женщин.

     

    Журнал Спутник_2

    Семья – один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. В литературе понятия «брак» и «Семья» нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но и немало особенного, специфического. Так, ученые доказали, что брак и семья возникли в разные исторические период.

     

    Немного из истории. Семейно-брачные отношения до Крещения Руси регулировались нормами обычая, и государство вообще не вмешивалось в эту область. Заключение брака осуществлялось путем похищения невесты женихом ("умычка"). Молодежь из разных сел собиралась на берегах рек и озер на игрища с песнями и плясками, и там женихи "умыкали" невест. "Умычка" совершалась по предварительной договоренности жениха и невесты, так что слово "похищение" здесь, в общем-то, не подходит. Глава семейства, муж, был холопом по отношению к государю, но государем в собственном доме. Все домочадцы, не говоря уже о слугах и холопах в прямом смысле слова, находились в его полном подчинении.

    Крещение, принесло изменения, семья находилась под покровительством православной церкви, вот почему семейно-брачные отношения регулировались в основном нормами церковного права. Брачный возраст устанавливался по византийским законам в 14—15 лет для мужчин и в 12—13 лет для женщин. Христианство запретило практиковавшееся на Руси многоженство.

    Совершение брака после Крещения Руси должно было происходить в форме церковного венчания В XVI веке основным документом, регулировавшим семейные отношения, являлся «Домострой». Роль жены и матери в Домострое оценивалась высоко. Жена являлась регулятором эмоциональных отношений в семье, она же отвечала за семейную благотворительность. В семейных отношениях осуждаются всякие «неподобные дела: блуд, сквернословие и срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и злопамятство…» Обязанность главы семьи – забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов. Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу с тем, чтобы учить и контролировать слуг. Кроме того, она занимается воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей – обязанность отца). Все решения, связанные с «домовным строительством», муж и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине. Любовь к детям в Домострое рассматривается как чувство вполне естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается забота о духовном развитии чад. Однако по своему положению в семье они ближе к слугам, чем к родителям. Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Избивающий родителей подлежит церковному отлучению и смертной казни. Эпоха правления Петра положила начало развития семейного права, как одной из составляющих общей правовой структуры государства. Один из первых указов провозглашал принцип добровольности вступления в брак. Согласно этому указу, родственники лиц, вступающих в брак, обязаны были приносить присягу в том, что не принуждали жениха и невесту к браку.

    С 1714 года всех приходах священников обязывают регистрировать все акты гражданского состояния. В середине сороковых годов этого же столетия Указом Синода запрещаются браки лиц старше 80 лет.

    Заключение брака с 1775 года могло производиться только в приходской церкви одного из вступающих в брак. Венчанию предшествовало обязательное оглашение. Брак заключался при личном присутствии жениха и невесты. Возраст для вступления в брак был установлен 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Для вступления в брак необходимо было получить согласие родителей независимо от возраста жениха и невесты. Женщина получает возможность обращаться в суд с требованием защиты от жестокого обращения.

     

    Что такое брак и для чего он нужен?

     

    Внутренние мотивы:

    • Любовь
    • Общность духовных ценностей ( дружба)

     

    Внешние мотивы:

    • Материальный расчет
    • Желание избавиться от одиночества
    • Сексуальное влечение
    • Избавиться от опеки
    • Азарт, достижение цели
    • Мотив неполноценности
    • Мотив мести
    • Мотив интимной удачи
    • Обоюдного согласия
    • Взаимная легкодоступность
    • Мотив жалости
    • Мотив долга
    • Мотив вины

     

    Модели брака:

    • Модель фильтров (отсева)
    • Модель максимизации выгоды
    • Модель взаимодополняемости

     

    Типы браков:

    • Счастье в постоянстве – патриархальный брак
    • Красиво жить не запретишь – романтический брак
    • Энергия и перемены - равный брак
    • Счастье созданное разумом – духовный брак
    • И люблю, и ненавижу – роковой брак.

     

    Что лучше, брак или сожительство? группа делится на две команды, одна из которых называет аргументы за официальный брак, другая за гражданский брак. Обсуждение.

     

    Понятия: официальный брак и гражданский брак

     

    Официальный брак - регистрация отношений в ЗАГСе

     

    Плюсы:

    • гарантии супругов (уверенность в супруге, в завтрашнем дне)
    • имущество нажитое в браке делится пополам в случае развода
    • дети рожденные в браке, являются законнорожденными, имеют фамилию и отчество отца автоматически.
    • предоставление кредитов молодым семьям
    • регистрация отношений подтверждена документально.

     

    Минус: долгие бракоразводные процессы.

     

    Гражданский брак - совместное проживание мужчины и женщины без регистрации.

    Плюс: если гр. супругов что-то не устраивает, то они могут легко и быстро разойтись

    Минусы: все плюсы гражданского брака автоматически становятся минусами

     

    Что такое семья?

     

    Семья - группа живущих вместе родственников, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

     

    Типы семей:

      1. Ориентационная семья – семья родителей
      2. Репродуктивная семья – семья собственная (муж, жена, дети)
      1. Нуклеарная – когда в доме живут мама, папа, дети
      2. Расширенная – в доме живут другие родственники – бабушки, дедушки, тети, дяди.
      1. Моноэтническая –члены семьи одной национальности ( русские + русские)
      2. Гетероэтнические - члены семьи разных национальностей (русские + белорусы)
      1. Полные – мама + папа + дети
      2. Неполные – один из родителей отсутствует
      3. Сводные -дети от разных браков
      1. Однодетные – 1 ребенок
      2. Многодетные - более трех детей
      3. Бездетные - нет детей.

     

    Условия создания семьи:

    1. Социально-экономическое положение человека (уровень доходов, возраст, статус)
    2. Социально-культурные условия ( нормы, обычаи)
    3. Нравственные и этические нормы каждого человека (способность нести ответствен-ность за другого человека, осознанное желание иметь семью)

    Дискуссия «Зачем человеку семья? Мужской и женский взгляд на проблему». Важно обсудить проблему значения семьи; особенности современной молодой семьи; трудности, с которыми встречается молодая семья.

    Участники в группах заполняют анкету «Функции семьи»

    Инструкция: Вам предлагаются различные семейные дела, занятия. Определите, какие из них относятся к хозяйственным (Х), воспитательным (В), психологическим (П) функциям. Поставьте напротив каждой функции знак (Х), (В), или (П)

    Журнал Спутник_2

     

     

    Обсуждение.

     

    Семья как функциональная система:

    1. Хозяйственная – бытовая функция: ведение домашнего хозяйства, содержание детей, накопление и наследование частной собственности, обеспечение отдыха. Вот как описывает эту функцию Т.И.Дымнова: « Здесь уют в твоем вкусе, надежность и всегдашняя уверенность, что все тебе рады, здесь все до боли знакомо, а каждая вещь навевает дорогие воспоминания и ценна этим, а не своей стоимостью. Здесь ни с какой другой не сравнима домашняя еда, здесь не вызывает сомнения и опасения чистота белья и супружеской постели. Здесь нет страха заболеть( а чем благополучнее семья, тем реже это случается), о тебе позаботятся. Сюда нетерпеливо стремишься после рабочего дня, уверенный, что кто-то непременно помнит, что ты придешь, голодный и усталый, и позаботится, чтобы побыстрее согреть тебя и накормить».
    2. Сексуально-репродуктивная: инстинкт сохранения рода. Самое великое чудо на земле создание новой жизни. И этот новый человечек будет чем-то похож на родителей, и будет безраздельно принадлежать только им, и будет к ним безмерно привязан. Они будут для него самыми родными, самыми близкими, самыми незаменимыми на земле.
    3. Эмоционально – этическая функция: потребность человека любого возраста в психологиче-ской защищенности, эмоциональном сопереживании, безусловном принятии, любви. Если эта функция не выполняется в семье, мы, находясь в обществе, подвергаемся эмоциональным атакам, эмоционально истощаемся. Есть универсальный способ поддерживать душевное благополучие в семье посредством трех простых инструментов - это прикосновение, контакт глаз и активное слушание (или психологическая функция как реализация в семье комплекса потребностей в нежности, понимании, заботе, моральной поддержке. Семья как «психологическое убежище» со-временного человека).
    4. Социально-статусная функция отвечает за удовлетворение потребностей интеллектуальной сферы, самостоятельное принятие решений, стремление до всего доходить своим умом. Удовлетворение этой потребности проходит более буднично и незаметно: когда близкие спрашивают о самочувствии друг друга, о том, что произошло за день. Тот , кто не понимает значимости данной функции, может расценивать эти вопросы как назойливое любопытство, посягательство на личное пространство, однако вопросы в последнем случае ведутся с целью контроля. Форма реализации этой потребности – содействие каждому из членов семьи в получении хорошего образования и постоянном самообразовании, профессиональном росте, приобретении значимого положения в обществе.
    5. Функция социализации отвечает за нормальное вхождение ребенка в общество (социум). Пока ребенок не овладел всеми нормами, контроль и ответственность за его поведение несут родители.
    6. Функция духовного развития предполагает привнесение в дом, в жизнь, в отношения членов семьи всего того, что помогает им стать богаче внутренне, иметь увлечения, познавать красоту жизни.
    7. Характеристика современной семьи.

     

    Современная семья представляет собой гораздо более свободную во всех отношениях группу, чем когда-либо в прошлом, обусловлено это социальными и экономическими преобразованиями. В современном обществе происходит смена приоритетов в сторону ориентированности не на се-мью, а на индивида, что имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

    Изменился возраст вступления в брак. Большинство молодежи считают, что самый приемлемый возраст для этого 20-30 лет. В этом идет различие, так как раньше были популярны ранние браки (17-19 лет).

    Эпоха сменяла эпоху, менялась культура, менялось мировоззрение и ценностные ориентиры. Вместе с ними изменялись и отношения между мужем и женой, положение женщины, отноше-ние родителей к детям, а детей к родителям. Но, несмотря на все изменения, которые коснулись семью за последние десятилетия, существенно этот социальный институт не изменился и продолжает оставаться одним из самых важных для человека институтов общества.

     

    Слагаемые счастливой семьи.

    Попробуем выделить слагаемые счастливой семьи. Прежде чем это сделать, нам необходимо обсудить некоторые положения. Одним из важнейших условий построения счастливой семьи является ответственный выбор, заключающийся прежде всего в обдуманности и осознанности брака, желании не получать а отдавать душевное тепло, ласку, заботу. При выборе брачного партнера необходимо также учитывать его представление о семейных ролях, согласованности ожиданий, требований . Конфликт представлений может возникнуть в таких сферах семейной жизни, как быт, досуг, интимные отношения.

     

    Упражнение «Решение проблемных ситуаций».

    Задание: исходя из позиции уважения, доверия и благодарности друг другу, решить спорные се-мейные вопросы.

    1. Жена решила распределить обязанности по приготовлению пищи следующим образом: она готовит, муж моет посуду. Она добивается этого всеми возможными способами: просит, притворяется больной, требует, ставит в пример знакомых, не моет посуду сама. На протяжении месяца в семье постоянные конфликты, однако жена уверенна, что таким образом сможет «перевоспитать: своего супруга и облегчить себе жизнь. Ч то вы посоветуете этой семье?
    2. Муж считает нужным помогать своей одинокой маме, поэтому часто после работы он заходит к ней и выполняет некоторые обязанности по дому. Жена недовольна тем, что молодой супруг тратит время и деньги на мать, а не на новую семью. В доме скандалы, слезы, непонимание. Что делать молодым супругам?
    3. Молодые супруги решили, что все хозяйственные дела будут делать только вместе и во всем помогать друг другу. С этих пор, если один из супругов возвращался с работы раньше, он ни чего не делал по дому, а ждал возвращения другого. Разделяете ли вы такую позицию? Какие пробле-мы, на ваш взгляд могут возникнуть у такой семьи?

     

    Обсуждение: поговорить о необходимости разрешения конфликтных ситуаций.

     

    Для решения проблемной ситуации необходимо:

     

    1. Осознание того, что проблема действительно существует, понимание реального положения вещей.
    2. Откровенный обмен мнениями, принятие во внимание точку зрения другого человека. Способность поставить себя на место другого, готовность к компромиссам во многом облегчает ситуацию и помогает принять правильное решение.

     

    Из-за чего возникают конфликты? Названные причины записываем.

     

    • из-за разной интерпретации одного явления
    • из-за умалчивания части информации
    • один не знает, чего хочет другой
    • из-за принижения другого
    • из-за отношения к другому как к вещи
    • из-за «переделывания», «перевоспитывания» другого
    • из-за отсутствия любви
    • другое(записать)

     

    Существуют определенные способы выхода из конфликтных ситуаций.

     

    • Следует четко формулировать свои претензии. Если один из супругов страдает от того, что другой уделяет ему мало времени, постоянно занят на работе и не делится своими переживаниями, то он ощущает себя одиноким. Значит, следует вести разговор именно на эту тему, а не подменять истинную причину своего недовольства фразами « я тебя больше не интересую», «ты меня не любишь» и др.
    • Не стоит использовать в своей речи неопределенные местоимения. Фразы типа «это несправедливо», «она говорит., что я делаю не то , что нужно», «это должно прекратиться», « я этого не вынесу» мешают партнеру по браку понять, о чем идет речь. Ему придется самому домысливать недосказанное вами, и в этом случае могут возникнуть путаница и непонимание, что еще больше осложнит дело.
    • Подготовьте хорошие аргументы. Одними эмоциями решить проблему нельзя. Если вас не устраивает какая-то сторона семейных отношений и вы желаете изменить положение, то к разговору следует подготовиться. Подберите несколько доводов, которые трудно оспорить, и приемлемых предложений по изменению ситуации к лучшему.
    • Следите за своими эмоциями и выражениями. Не позволяйте себе срываться на крик – это не самый лучший аргумент в споре. Не используйте слова и выражения, способные оскорбить, задеть чувства. Категоричная форма высказываний может стать причиной нового скандала. Имейте в виду, что слова «должен», «обязан», «следует» способны вызвать у вашей второй половинки реакцию, обратную той, на которую вы рассчитываете. И так произойдет не потому, что его (ее) не интересует тема разговора. Просто такими фразами вы поставите его в положение человека, вынужденного либо оправдываться, либо беспрекословно подчиняться, а спокойно воспринимать это могут далеко не все.

     

    Создание портрета счастливой семьи. Задание участникам: предложите, какие, на ваш взгляд, черты наиболее характерны для счастливой семьи.

     

    Примерный портрет счастливой семьи:

    • Брак по любви;
    • Общие цели и жизненные планы супругов;
    • Хорошие жилищные условия;
    • Отказ от опеки родителей ( с самого начала);
    • Равные обязанности по ведению домашнего хозяйства;
    • Наличие детей;
    • Сходство характеров;
    • Взаимная ответственность, требовательность к себе;
    • Взаимная поддержка.

     

    При обсуждении портрета подчеркиваются те из названных черт семейной пары, которые отражают взаимоотношения супругов, основанные на доверии и уважении.

    Главное: семья имеет смысл только тогда, когда она создана, чтобы заботиться о благе другого. Каждый в супружеском союзе способен дать то, чем другой не владеет в силу различий мужской и женской природы. Поэтому в семье каждый может удовлетворить свои потребности, но при ус-ловии, что он сам что-то дает.

    Человек с одной стороны, желает любви и близости (гарантии безопасности), а с другой - индивидуальной свободы и независимости (условие самосовершенствования). И если ориентироваться на равновесие этих стремлений, то в любой ситуации нетрудно найти правильное решение, как поступить по отношению к другому.

     

    Упражнение «Правила поведения супругов» (выполняется в подгруппах)

     

    Задание: сформулируйте основные правила взаимоотношений и взаимодействия в семье.

    Примерный свод основных правил взаимоотношений и взаимодействия в семье.

     

    • Доверие друг другу, уважение мнения друг друга;
    • Всегда доброжелательны по отношению к партнеру по браку, чаще вспоминайте (говорите), насколько вы его любите:
    • Не забывать советоваться по различным вопросам семейной жизни, учитывать мнение другого;
    • Ни в коем случае не пытайтесь «переделать», «перевоспитать» супруга (супругу), принимайте его таким, какой он есть

     

    3 этап. Рефлексия. Анализ и обсуждение того, что происходило на тренинге.

     

    Упражнение.

    Задание: написать в группах небольшое сочинение на тему «Счастливая семья», моделируя желательные для них семейные отношения, прогнозируя проблемы и радости, которые ожидают их при создании семьи.

    Обсуждение сочинений.

    Ритуал прощания.

     

     Упражнение «Ожерелье благопожеланий»

    Материал: мотки разноцветных ниток, длинные нити 70см, по количеству человек, короткие 10 –должно быть как можно больше.

    «У меня в руках разноцветные нити. Есть длинные и короткие. На самом деле это не простые нити. Согласно легенде, если собираются вместе люди с чистыми сердцами и становятся членами одной команды, они могут превратить эти нити в удивительные ожерелья для каждого. Сейчас, пожалуйста, возьмите по одной длинной нити, повесьте ее себе на шею и завяжите концы. Это основание ожерелья. А теперь возьмите по «охапке» маленьких нитей. Вам предстоит подойти к каждому участнику, сказать ему добрые слова, пожелания и в память об этом привязать короткую нитку , так маленькие нити станут бусинами на нити ожерелья». Участники должны обойти друг друга и завязать короткие нити на длинную нить, говоря добрые слова и пожелания.

     

    Упражнение не обсуждается, ожерелье участники сохраняют в память о встрече.

     

    Рефлексия «Здесь и теперь»

    Участники рассказывают о своем состоянии, ожиданиях каждого (активность, интерес к происходящему, усталость и т.д.)

     

    Заполнение анкеты участника тренинга (приложение2 )

     

    Заключение. Подведение итогов

     

    Психолог ГОУСОССЗН

    «Полярнозоринский КЦСОН»

    Светлана Полежаева

     

     

    К содержанию

     

     


     

     

     

    Приложение 1.

     

    Характеристика образа будущего супруга (супруги)

       
    Приложение 2.

     

    Анкета участника тренинга.

     

     

    К содержанию

     

     


     

     

    НАЗАД "Выпуск № 2 страница 2"

     

     


     

     
     

    comments powered by HyperComments

    Фин. грамотность
    Оценка качества
    Роспотребнадзор
    Проекты РФ
    COVID-19
    #МыМожем
    Волонтерство
    Добровольцы
    Горячие линии
    Осторожно
    Дети
    Архив записей
    Календарь
    «  Апрель 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 98
    Поиск
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Форма входа

    Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz