Я ужасно испугался, Я грущу четыре дня. Вдруг талант мой потерялся, Убежал вдруг от меня………..
Каждый из нас в детстве обладает всеми задатками творца. Все дети, научившиеся говорить, обладают в той или иной мере музыкальными способностями, все могут рисовать, ритмично двигаться, играть разные роли и придумывать сюжет своих ролевых игр. Творчество как универсальная натуральная функция присуще всем нормально развивающимся детям. Оно отлично от взрослого творчества как высшей психической функции, в которую детское творчество может трансформироваться в дальнейшем. Каждый ребенок вынужден созидать субъективно новое для формирования собственной личности. Подобно рефлексам новорожденного, которые исчезают, если их не подкреплять, детское творчество либо развивается во взрослое, либо исчезает, как это наблюдается у большинства взрослых людей.
Детство – самая зависимая, подчиненная и подавляемая взрослым миром часть жизни. В системе детства, в отношении к детству отражаются и воплощаются социальные и культурные представления эпохи, ее ориентиры и предпочтения. Оно отдано на откуп институтам образования и воспитания. Слова «воспитание», «образование» буквально означают вмешательство, «желаемый образ». На ребенке сосредоточиваются интересы огромного социального института, озабоченного не столько малышом, сколько собственными проблемами: саморазвитием, вопросами занятости, профессиональными интересами, материальным обеспечением, научной перспективой.
Таким образом, остаться творческими могут люди, ранние условия жизни которых были таковы, что их детские открытость и непосредственность не исчезли от столкновения с событиями, заставившими перестать верить миру. Рядом были взрослые, обучали чему-то, но не нарушали целостность личности того, кого обучали. Им оставляли инициативу и разрешали сложную активность, сообразную возрасту.
Творческое начало в детях эволюционно эффективно, поскольку позволяет легко перенимать новые формы поведения, приспосабливаться к той среде, в которой родился. Термин «адаптация» применяется к широкому кругу явлений, это не просто приспособление, но и приспособление через разрешение стрессовых и конфликтных ситуаций. И креативность с этой точки зрения жизненно необходима именно для решения проблем адаптации. Именно поэтому более креативные дети лучше разрешают межличностные конфликты и у них более высокий уровень понимания эмоций других людей. При этом агрессивные дети, проявляющие разрушительное поведение, хуже решают интеллектуальные творческие задачи и плохо справляются с собственными эмоциями.
Развитие познавательного интереса и творческих способностей детей дает большой обучающий, развивающий и воспитывающий эффект: у детей формируются прочные, глубокие знания, рождаются творческие интересные работы. Введение творческих заданий во внеурочную деятельность помогают решить многие педагогические проблемы, которые не решаются привычными методами. Личность живет в обществе и должна уметь общаться, а творческая личность особо привлекательна в общении; творческий человек успешен в профессиональной деятельности; творчество выступает мощным фактором развития личности. Именно поэтому развитие творческих способностей детей является важнейшей задачей взрослых.
Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли. Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей детей и их творчество должно проходить и в учебной и во внеклассной деятельности, причем деятельность эта должна координироваться взрослыми. И именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.
Специалист по работе с семьей
ГОАУСОН «Полярнозориский КЦСОН
отделение для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации, Сергеева А.А. |